Размер шрифта
-
+

Введение в юридическую профессию. Твоя профессия – юрист - стр. 6

Платон считал, что существует всего пять форм государства – аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и дома и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное начало и аристократия переходит в тимократию. Государство начинает вести бесконечные войны (подобно Спарте). В результате войн у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна подобным правлением и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются.

Таким образом, причину смены форм государства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (напр., в олигархии – богатство, в демократии – свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана – «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства.

В «Законах» Платон описывает «второй по достоинству» государственный строй. У власти в таком государстве находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст их – от 50 до 70 лет. У власти можно находиться не более 20 лет. У этих «стражей законов» есть широкие полномочия, но в основе правления лежат законы. К высшим органам государства также относится выборный Совет из 360 членов – по 90 человек от каждого класса. Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов.

Платон в «Законах» называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, а во втором – правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан, а не отдельной группы лиц. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Проектируя второе государство, Платон огромное значение придает детальной разработке суровых законов, которые должны регламентировать всю общественную и личную жизнь граждан. Платон указывает на необходимость правильно устроенного правосудия. Но, по мнению Платона, оно не является отдельной властью в государстве. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства, также возможна защита в суде.

Страница 6