Введение в юридическую профессию. Твоя профессия – юрист - стр. 5
1.2. Они вошли в мировую историю
Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат.
Карл Людвиг Бёрне
Продолжая рассказ о возникновении профессии юриста, нельзя не остановиться на рассмотрении взглядов тех из них, кто внес значительный вклад в развитие юриспруденции, чьи мысли, облеченные в различные теории и концепции, оказали большое влияние на становление и развитие юридической науки. В настоящем параграфе приводятся краткие биографии и научные концепции тех мыслителей (юристов, философов, социологов и др.), чьи имена вошли в историю юриспруденции, а взгляды, в разное время господствовавшие в различных государственно-правовых школах и направлениях, и сейчас представляют собой ценнейший вклад в юридическую науку и практику.
Платон (423–347 до н. э.) – великий мыслитель античности, ученик Сократа. Платон основал в Афинах в 387 г. до н. э. Академию, которая просуществовала до 529 г. н. э. Главные произведения Платона:
«Протагор», «Апология Сократа», «Критон», «Государство», «Политик», «Софист», «Парменид», «Законы».
В диалоге «Государство» Платон дает свой проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее, справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в человеческой душе (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия – правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие дела. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены по иерархической лестнице. Философам дана способность рассуждать и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются первому началу, защищают его с оружием в руках. Третье начало – вожделеющее – представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.
Идеальное государство (полис) – это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства. Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе – серебро, в третье – железо и медь. Платон допускал переход из одного сословия в другое.
Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе равенства и солидарности. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Более того, Платон считал необходимым введение для стражей общности жен и детей. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны. Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, так как считает это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие свободно, как и первые два.