Размер шрифта
-
+

Вступающим в брак - стр. 22

брак не должен быть расторжим ни при каких обстоятельствах, тем более что зачастую за эти обстоятельства отвечают сами люди. Архиепископ Аверкий подтверждает эту мысль следующим комментарием: «Моисей позволил развод лишь «по жестокосердию», вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых ими жен, т. е. допустил меньшее зло ради избежания большего. Христос же восстанавливает первоначальный закон брака, утверждая его нерасторжимость» [1, с. 230]. Здесь мы можем отметить, что, действительно, со времен Моисея и до времени прихода Христа нравственность в иудейском обществе существенно ослабла, многие заповеди относительно духовной чистоты выполнялись лишь номинально, а многие и попирались. Именно поэтому Господь восстанавливает тот закон о браке, который был дан Богом посредством Своего пророка Моисея – народу избранному. Помимо восстановления этого закона, Господь, опять же, наполняет его более глубоким духовно-нравственным смыслом. Эпизод, который мы сейчас рассмотрели, описывается также в Евангелии от Марка (ср. Мк. 10: 2–12) и частично у евангелиста Луки (ср. Лк. 16: 18). Также в Евангелии от Марка мы встречаем еще один эпизод, связанный с искусительным вопросом Господу от саддукеев[3] на тему брака. Приведем этот отрывок полностью: Пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах (Мк. 12: 18–25; ср. Мф. 22: 24–30; Лк. 20: 28–36). Разбирая этот момент и, в частности, ответ Господа, мы должны сразу же отметить два важных момента. Во-первых, речь здесь идет, преимущественно, о ветхозаветном правиле левирата (о котором мы говорили выше), который позволял брату умершего мужа брать себе в жены его овдовевшую супругу. Это было законно и часто практиковалось в среде евреев. Во-вторых, прекрасно зная причины и сущность данного правила, саддукеи, тем не менее, задают его Господу, надеясь на неправильный или противоречащий Закону Моисея ответ. Если бы такой ответ был дан, то саддукеи могли бы легко обвинить Господа в нарушении религиозного законодательства, смущении народа или богохульстве. Задавая свой вопрос, саддукеи умышленно извращают саму идею левирата. Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет: «Как люди коварные, они выдумывают такую повесть с тем, чтобы ею ниспровергнуть истину Воскресения. Они дают вопрос о том, чего никогда не бывало, да и быть не может. А что семь мужей брали (один после другого) одну и ту же жену, это они выдумали для большего посмеяния над Воскресением» [6, с. 133]. Однако Господь не дает им возможности насмешки. Как видно из вопроса, он уже изначально был не честен, так как, спрашивая о воскресении мертвых, сами саддукеи в это воскресение не верили. Тем не менее, что же отвечает Господь, и какое отношение Его ответ имеет к христианскому учению о браке? Христос, отвечая на вопрос, сначала обличает самих саддукеев в том, что они не знают Священного Писания, а также не верят в силу Божию. Не знают Писания, так как, если бы они его знали, то знали бы и всю сущность закона о левирате. Не верят же в силу Божию (а значит и в Самого Бога), так как, если бы верили в Его силу, то не сомневались бы в Его могуществе и способности восстановить законный порядок отношений. Конечно же, саддукеи знали Писание, поэтому Господь говорит и том, что они не понимают его истинного смысла, искажают его. Что касается учения о браке, то нам важна вторая часть ответа Господа:
Страница 22