Вступающим в брак - стр. 20
Далее Господь затрагивает тему развода, так как она тоже являлась актуальной в те времена и продолжает оставаться таковой и в наши дни. Сразу заметим, что сам по себе развод является, несомненно, трагедией в жизни семьи. Господь не желает этого никому, и Его Церковь призвана всеми силами хранить христианские семьи от этой беды. Однако в случае, когда развод неизбежен, Господь говорит следующее: Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5: 31–32). В этих словах Господа мы вновь видим новое осмысление, новое раскрытие уже, казалось бы, известной народу избранному заповеди. По ветхозаветному закону, муж при разводе должен был дать жене разводное письмо, чтобы она могла выйти замуж еще раз, а также для решения других социальных вопросов. Однако по какой причине допускался развод, данная заповедь не говорила. Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Господь в другом месте (Мк. 10: 2–12) говорит, что разрешение разводиться с женой дано Моисеем евреям «по их жестокосердию», что изначально было не так, что брак установлен Богом как союз нерасторжимый. Он расторгается сам собою только в случае прелюбодеяния одного из супругов» [1, с. 127]. Теперь же Господь раскрывает ее в полном ее значении. Он указывает на то, что в семейной жизни есть только одна причина для разрыва отношений – это прелюбодеяние, то есть измена. Причина этого кроется в том, что в результате супружеской измены семьи как таковой уже и не остается, разрываются внутренние связи, нарушается тайна супружеского бытия, освященная в Таинстве Брака. Именно поэтому Господь и говорит, что в случае прелюбодеяния муж может дать развод своей жене (естественно, это может быть и по отношению жены к мужу). Однако Господь добавляет, что в иных случаях разводное письмо может служить поводом к прелюбодеянию, то есть, если развод дается без особых для того причин. В этом случае дающий развод толкает свою вторую половину на грех прелюбодеяния и сам может впасть в тот же грех. Блаженный Феофилакт Болгарский добавляет: «Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, то есть за прелюбодеяние, не подлежит осуждению, а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что, если бы никто не взял ее, она, быть может, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему. А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог совокупил с ним» [7, с. 87–88]. Таково отношение Господа Иисуса Христа к разводу и супружеской измене. Вслед за Господом это понимание приняла и Христианская Церковь. Именно на словах Господа она и основывает все свои положения.