Размер шрифта
-
+

Вступающим в брак - стр. 18

. Своим присутствием и участием на брачном пире Господь подтверждает то, что брак – это освященный Богом союз мужчины и женщины. Он абсолютно законен и является спасительным средством, которое помогает людям противостоять многим страстям. Соответственно с этим, брак и является для людей полезным и благотворным. Об освящающем действии Таинства Брака – присутствием на нем Господа Иисуса Христа – говорят все отцы Церкви. Приведем некоторые высказывания современных нам богословов. Протопресвитер Михаил Помазанский пишет: «Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил первое Свое чудо» [20, с. 363]. Достаточно ясно говорит нам об особом освящении Господом брачного союза, как особого Таинства (на примере Каны Галилейской), и протоиерей Николай Малиновский: «Поставляя брачное сочетание в прямую зависимость от Бога, сообщающего ему характер нерасторжимости, И. Христос тем показал, что брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения в исключительных случаях, подлежат не кесареви или власти гражданской, а к тому, что было Божиим (Мф. 22: 21) и имело подлежать ведению Церкви. Это, особенно в связи с тем, что Господь Своим личным присутствием почтил и, конечно, благословил брак в Кане Галилейской (Ин. 2: 1–11), приводит к предположению, что Ему благоугодно было установить в Своей Церкви для преподания брачующимся необходимого благословения Божия и благодати особое священнодействие» [13, с. 248].

Но и это еще не все. Господь не только присутствует на браке, не только освящает его Своим присутствием, Он совершает здесь Свое первое чудо во время земного служения – претворяет воду в вино, необходимое для праздника. Само это действие является уже чудом, однако Господь не только претворяет воду в вино – это вино лучше прежнего, которое было на празднике до этого. Об этом пишет в своем комментарии и блаженный Феофилакт: «Господь не просто сотворил из воды вино, но вино прекрасное. Ибо чудеса Христовы таковы, что гораздо превосходнее того, что совершается природою» [4, с. 65]. Претворение воды в вино в христианстве имеет множество значений, мы укажем лишь на некоторые из них. Об одном нам говорит блаженный Феофилакт Болгарский: «…Какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под «водою» ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью водоносами – пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом разум – которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в «вино», то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и, таким образом, шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком» [4, с. 63–64]. Это скорее аллегорическое значение данного чуда. Более глубокое значение данного чуда нам раскрывает епископ Кассиан (Безобразов), считая его определенным знамением: «Знамение в Кане заключается в том, что в нем дано ученикам предзрение Страстей, скажу больше: предвкушение Страстей… Вино есть образ крови. Совершенное Господом знамение и потому еще знаменательно, что наводит на мысль о крови. Евхаристической Крови мы причащаемся в вине» [12, с. 60]. Есть и практическое (литургическое) значение чуда с водой и вином. Так, отчасти основываясь именно на данном евангельском сюжете, вино вошло в чинопоследование Таинства Брака Православной Церкви. Об этом подробнее мы будем говорить ниже.

Страница 18