Время «безгрешных» - стр. 6
(Лк. 17, 10). Это означает: «Не считай себя добрым, не считай себя праведным, человек. Если ты делаешь что-то хорошее – это лишь твой долг, и не более того. Думай о себе так, бойся влюбиться в свою праведность, бойся взрастить в себе гордость! Гордость даже светлого Ангела дьяволом сделала, тем более погубит она и тебя».
Этому же учат, об этом же говорят мудрые и опытные христиане. Например, митрополит Антоний Сурожский в книге «Школа молитвы» писал так: «Если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью и состоит в том, что мы воображаем, будто совершили то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это»[3]. Вот, оказывается, как все на самом деле. Наши добрые поступки вовсе не наши, а Божьи. Бог подарил нам возможность сделать их. Наша же роль мала. И это, несомненно, к лучшему, иначе мы погибли бы от самомнения и гордости.
Но вернемся к евангельскому описанию всеобщего Суда. Господь ставит спасающихся по правую руку, а погибающих по левую. И вот что Он говорит погибающим: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25, 41–43). Здесь интересно то, как отвечают Ему осужденные на муки: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, странником, нагим, больным? Когда?»
Обратим внимание: эти люди не помнят сделанного ими зла. Не помнят, не видят, не понимают! Это значит, что ад будет полон людьми, которые вполне искренне считали себя хорошими. А как это ужасно! Как страшно услышать от Господа: Идите от Меня, проклятые!
Святитель Григорий Палама считал, что слово идите указывает здесь на постоянное непрекращающееся движение, вечное удаление от Бога. Подхватила тебя огненная река – и несет. Всё дальше, дальше и дальше от Творца, от Спасителя и вообще от всего благого, что есть в мироздании. Всё дальше, дальше, и так без конца, навсегда! И это на самом деле страшно.
Кто же будет виноват в том, что это случится? Грех. Так что надо говорить о грехах, надо. Такой разговор неприятен, да и непривычен, современному человеку. Мы, люди, любим, когда нам говорят комплименты, когда нам льстят. Ах, мы такие достойные, мы взошли на такие высоты, достигли ну таких умопомрачительных свобод, мы просто совершенство, хоть икону с себя пиши! Но если начать о грехах говорить, да еще и пытаться увидеть их в себе, какие уж тут комплименты!