Размер шрифта
-
+

Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 109

Решение принято, человек видит все средства и возможности к совершению того или иного греха. Решимость приводит к действию. Так совершается дело греха: плод нашего грехопадения. Это как снежный ком, который все нарастает и нарастает. Вот почему святитель Феофан Затворник, предостерегая всех нас от развития греха, говорит: «Бори и гони помыслы, пока ими еще не уязвлено сердце, ибо тогда очень трудна, если не невозможна, победа».

Грех, развиваясь, оскверняет всего человека. Услаждение поражает сердце, в желании оскверняется воля, решимость приводит к изыскиванию средств совершения греха и помрачает ум, и, наконец, при совершении дела греховного растлеваются силы самого тела. Вот почему так важно суметь пресечь грех еще в самом его начале, пока он не развился далее и не утвердился в тебе как нечто само собой разумеющееся и непреложное. Нет, по сути своей всякий грех не непреложен, но ложен! Сумейте только распознать эту ложь и вовремя ее подавить.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, умение следить за состоянием своей души и видеть свои грехи необходимо для нас во всякое время и, в особенности, святым Великим постом. Вознесем же Богу наши усиленные молитвы, чтобы Милостивый Господь дал нам это умение и видение, возвысил погрязший в грехах ум до высоты покаянного рассуждения. И пусть плоть при этом враждует, зато наш дух будет торжествовать. Почаще вспоминайте, братья и сестры, мудрые слова святого апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7–8). Аминь.

СЛОВО 25

О благости Господней

В среду 1-й седмицы Великого поста

за Литургией Преждеосвященных Даров

Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится.

Песнь на Великом входе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).

С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

Страница 109