Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 107
В дни поста обостряются все чувства, идет непрестанное испытание совести. И сколько горького, недостойного, греховного мы находим в себе. Пребывая в храме Божием, мысленно следя за чредой грешников и праведников, упоминаемых в Великом покаянном каноне, повторяем вслед за апостолом Павлом: Господи, доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю! (Рим. 7, 19). В этом и заключается терзающее нас противоречие: человек есть дух, но человек же есть и плоть. И от нас самих, по нашему волеизъявлению, зависит, что главенствует, что побеждает в жизни. Одни святостью и Богоугодными подвигами возвышают себя до ангельской чистоты, другие же уподобляются скотам бессловесным. И однажды всем нам предстоит этот нелегкий выбор: как жить – по духу ли или по плоти? Бог соделал нас свободными в принятии данного решения, от нас зависит, что выбрать.
А теперь, братья и сестры, посмотрим, куда же устремить сердце? Жизнь по духу есть жизнь, посвященная Господу, – жизнь Святого Духа в нас. Дух Святой озаряет, очищает, животворит всего человека. Дух Божий согревает и поддерживает в людях смирение, целомудрие, воздержание, терпение, кротость, незлобие. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Волны благодати и озарение Святого Духа делаются приятными в сердце, и душа вдруг забывает земное и плотские страсти». Для живущих по духу неважны движения плоти и ее потребности, а важна радость обретения нерасторгаемой взаимосвязи с Небесным Отцом.
Жизнь по плоти знакома всем нам, она оскверняет нас, отдаляет от Бога. Плоть подвергает человека искушениям, ведет к грехопадению. Гордость, тщеславие, сластолюбие, надменность, чревоугодие, злословие, осуждение, нечистота… Это все не от духа, а от плоти. Как часто предпочитаем мы телесное, а не духовное. И о том слышим в сегодняшнем каноне: «Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение». В каждом из нас порой действуют два начала, противоборствующие, противостоящие друг другу: одно – от Христа, возвышенное, небесное, другое – от искусителя, низменное, земное.
Преподобный Андрей Критский, вспоминая в созданном им каноне исход народа израильского из Египта, сравнивает прегрешения человеческие с волнами, которые покрыли египтян, пытавшихся остановить Богоизбранный народ: «Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты».