Размер шрифта
-
+

Возрождение Казацких войск - стр. 25

Хотя на Дон и послана была Царская грамота 20 сентября 1745 г., воспрепятствующая жениться от живых жён четвёртыми браками, но это нисколько не останавливало казаков исполнять свой древний обычай жениться и разводиться с ведения и согласия станичного круга.

Известно, что Степан Тимофеевич Разя, больше известный как атаман Войска Донского Стенька Разин, отвергавший форму церковного брака, велел венчать молодых, обводя их вокруг куста ракиты или вербы. Степан Разин был человеком грамотным. Он читал и хорошо знал древние Новгородские языческие предания. Это подтверждается и тем, что Степан Разин часто выражался языком былин, подражая Ваське Буслаеву – новгородскому удальцу (по одной версии ушкуйник он был по роду, по другой разбойник, а возможно и то и другое судьбы как говорится весёлой…)

Обряд церковного брака происходил следующим образом: когда ехали в церковь, впереди процессии шёл (а с хутора мог и ехать) православный священник с крестом в руках, за ним жених, хорошо одетый, с высокой шапкою в руках. Рядом с ним знахарь – специалист по целебным травам. Вокруг священника и жениха шли ( ехали ) казаки с саблями и кинжалами, стреляли из личного огнестрельного оружия в воздух ; кричали и пели весёлые песни сверстники жениха. Считалось, что этим они отдают ему последний молодеческий долг перед свадьбой. Свадьбы казаки играли рано – в 16 лет. Это обосновывалось тем, что до службы и участиях в военных действиях казак должен был продолжить свой род . А воспитывать детей у казаков считалось , что должен дед. Да и все станичники следили за нравственностью и воспитанием казачат – будущих православных воинов. Но чаще всего воспитание казачат ложилось полностью на женские плечи. Мужчины же постоянно были в походах, на кордонах. А дома в станицах оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали во Славу Бога поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они же выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. В экстремальных условиях казацкой службы (как правило, пожизненной и потомственной) выковывался не только твёрдый православный характер воина – казака, но и совершенно особый тип женщины казачки.

Казацкие жёны собирали урожай, делали заготовки на зиму, пекли хлеб, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворь вылечить и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старый казак – дед , но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому, чем заниматься; если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и на них приобрести необходимое для своей казацкой семьи. Подобной инициативы и самостоятельности, к слову, русские православные крестьянки не знали. У них – то всегда муж был рядом. А казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю или ружьё и билась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать и скрыться от врагов. Казаки в плен не сдавались, сражались до конца. Когда кончались патроны кололи штыком или рубили шашкой, когда не было сил перегрызали врагу горло зубами. Казачки мужей ждать умели, как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли – неизвестно. А казачки ждали!!!!!

Страница 25