Размер шрифта
-
+

Возрождение Казацких войск - стр. 22

Возрождение казачества на Руси, несомненно, будет способствовать укреплению православной церкви, восстановлению авторитета народу славянской национальности и укреплению позиций Российского государства в Мире.

В Донской епархии до 1917 года были казацкие православные монастыри, служившие пристанищем увечных воинам. А в женские казацкие монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. В отличие от Центральной России казацкие монастыри никогда не пользовались трудом крепостных. В них поселялись инвалиды, убогие, вдовы, которые в меру своих сил занимались в основном шитьём и земледелием. Помогали и станичники: приносили продукты, называя имя того, за кого просят помолиться. Особым было и положение священников в Донской епархии. Они являлись важными фигурами казацкой общины, обязательно присутствовали на станичных кругах, могли даже прервать их, хотя сами права голоса не имели. Следили за нравственностью прихожан, вели регистрацию родившихся, женившихся, умерших, выполняли и функции медиков, санитарного контроля. Священник Ермака, к примеру, в походе выполнял и работу повара. Варил каши и отвары для Ермака. Священники как дипломаты участвовали в международных переговорах. Но со священниками, присылаемыми извне и не знающими казацкой среды, возникали трудности. Поэтому священников старались готовить из своих. Кандидаты обучались при монастырях и направлялись для рукоположения в епархию. А в 1757г. атаман войска Донского Ефремов добился учреждения в Черкасске семинарии. Однако и человек, рукоположенный в священники, не мог сразу получить приход. Его оценивало начальство, и выбирали на станичном кругу. Об избрании составлялась = поручная запись =, с которой кандидат отправлялся к архиерею, чтобы получить соответствующее место. В Донской епархии в 18 – 19 веках епископ контактировал с войсковым атаманом, и оба могли воздействовать на подопечных друг друга. В казацких городках (станицах) у казаков были и православные церкви, и православные молитвенные дома (то есть без алтарей). Молились казаки и двоеперстием, и трехперстием, а осеняли себя крёстным знамением справа налево. Отсюда и происхождение слова = православие =, что означает: правильно славить Бога по – Славянски и креститься справа налево, иметь крещёный лоб.

Историк Н.И.Великая сделала вывод, что = Казачье старообрядчество невозможно отнести к основным течениям (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморы, нетовцы, федосеевцы). Оно имело дораскольнический характер. При отсутствии священников сложились особые формы религиозной деятельности, осуществлявшиеся под руководством наиболее нравственных и уважаемых казаков. =

Страница 22