Размер шрифта
-
+

Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать - стр. 23

(Евр. 4, 13–14).

Веруя в прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего, ибо мы исповедуем Его не только «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес», но и «нас ради человек и нашего ради спасения» «восшедшаго» в теле «на небеса» и обеспечившего верующим в Него облегчение в прохождении воздушных мытарств.

Преподобный Исаия Отшельник также пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда ангелы, [идя] впереди ее, поют, пока не предстанет она Богу в радование. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о всем труде своем»[41].

Так что же такое учение о мытарствах – богословские фантазии или согласное учение святых отцов? Сейчас многие уверовавшие из числа неофитов, и не только они, ставят его под подозрение. Они говорят, что это апокрифическое учение, не имеющее под собой основания в Священном Писании и Предании. Однако в 2008 году в Санкт-Петербурге вышел в свет пятитомник трудов епископа Сильвестра (Малеванского), где о мытарствах говорится в положительном смысле. Несколько раз переиздавался двухтомник «Православно-догматическое богословие» святителя Макария (Булгакова), где также положительно говорится о мытарствах. Книга преподобного Иустина (Поповича) содержит догматическое учение о мытарствах. И только горстка теологов-реформаторов в нашей стране пытается модернизировать церковное учение под влиянием западных теологов-рационалистов, исповедующих «суицидальную сотериологию».

Свидетельства о мытарствах из житий святых

В житиях таких святых, как святая великомученица Екатерина (память 24 ноября / 7 декабря), святитель Нифонт Кипрский (память 23 декабря / 5 января), святой Симеон, Христа ради юродивый, Эмесский (память 21 июля / 3 августа), святитель Иоанн Милостивый (память 12/25 ноября), преподобный Макарий Великий (память 19 января / 1 февраля), содержатся свидетельства о воздушных мытарствах. Рассмотрим некоторые из них. Особенно важно для нас увидеть различия в описании мытарств – они могут быть связаны с нашей непохожестью друг на друга; и то, что кому-то представится разночтением или даже противоречием, мы, верующие, воспримем как взаимодополняющее многообразие.

Страница 23