Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать - стр. 10
По смерти
Первые три дня после земной смерти человека его душа, по церковному учению, проводит на земле, вблизи тех мест, которые были ей особенно дороги. Преподобный Макарий Александрийский пишет: «Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду»[17].
Из заявления святителя Григория Великого (Двоеслова) в его труде «Диалоги» явствует, что души после смерти переносятся в различные материальные места, как в случае с диаконом Пасхазием, которого епископ Капуи Герман нашел в купальне. Похоже, что это место было наиболее памятным для сего усопшего[18].
Обычно я говорю своим прихожанам: «Как умрете, нечего три дня бродить по памятным местам мирской жизни или слоняться рядом с собственным мертвым телом; воспользуйтесь возможностью души перемещаться с быстротой мысли – отправляйтесь в посмертное паломничество в Иерусалим, проведите три дня у Гроба Господня, естественно, совершенно бесплатно».
Церковное отпевание души и его необходимость
Преподобный Макарий Александрийский учил о важности церковного отпевания: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда… В третий же день Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых, – Бог всех – повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»[19].
Подобно и блаженный Августин учит: «Не мал авторитет Церкви, которым она ясно одобряет обычай, по которому в молитвах, возносимых священниками Господу Богу у Его престола, имеет место похвала и препоручение усопших Богу»[20]. Этот обычай был установлен и самими апостолами, как говорит Иоанн Дамаскин в проповеди о делах заступничества за умерших: «Понимая природу таинств, ученики Спасителя и Его святые апостолы установили поминовение тех, которые умерли в вере, поминовение, совершаемое в страшных и жизнеподательных таинствах»[21].
Посему более важно заказывать поминовение усопших за проскомидией на литургии в храме Божием, чем просто молиться за усопших дома. Вынутые на проскомидии частицы (за живых и усопших) на Херувимской переносятся с жертвенника на престол. И по совершении Причастия верных частицы ссыпаются с дискоса в потир с Кровью и Телом Христовыми и таким образом омываются Кровью Христовой, что имеет огромное значение, особенно для усопших душ.