Размер шрифта
-
+

Восток на Западе. Самоисследование мессианства - стр. 24

– Греция – одна из немногих стран, где церковь не отделена от государства. Вы можете сравнить ситуацию в греческой приходской церкви с таковой в других странах Европы?

– Прежде всего и перво-наперво – посещаемость, как ни странно! В таких странах, как Германия, Норвегия и Финляндия, меня удивляла пустота огромных соборов – и полных баров по контрасту. Греки не любят возводить громоздкие соборы, но вот небольшие церквушки всегда полны народа, где прихожане знают друг друга и ведут себя по-соседски, а то и по-семейному. Каждое утро я просыпалась под колокольный звон, доносившийся с местной церкви в пригородном районе Агия Параскеви, и неоднократно заходя туда по пути, я могла убедиться, что службы посещают не только пожилые люди, но и молодежь. Правда, сравнительно с православными обычаями удивляют некоторые отличия – так, женщины не покрывают головы платками, даже служащие при церкви. Кроме того, всегда есть места для сидения, как в протестантских церквях, чего нет в России. Много строится новых церквей, причем иногда причудливой формы – пару раз я издали даже принимала их за нечто иное. Впрочем, заброшенные опустевшие монастыри в горах тоже попадались. Как заметил мой греческий спутник, а какой смысл сидеть взаперти, когда жизнь вокруг так прекрасна? Стирание границ сакрального и профанного тоже любопытно – так, перед древней церковью на площади Монастыраки весь день проходят концерты разных групп, даже африканских. Дверь в церковь часто не закрывают – вот я сижу перед иконостасом под трансляцию через мощные динамики песни на испанском о герое кубинской революции Че Гевара, а смотритель ничего не предпринимает! Да и что может помешать молитве, спрашивается? Или что может помешать рок-н-роллу, спрашивается?

– А вообще, живо ли исконное христианство в Греции, как Вам показалось?

– "Дух дышит, где хочет" – и контакты с ним происходили зачастую неожиданно. Так, часовня на самой высокой горе Ликабет не оставила глубокого следа в восприятии, но я все-таки не паломник в смысле ожидания чуда. Однако, совсем неожиданно "накатило" в другой небольшой церквушке, когда я спустилась и направилась от главной афинской площади Синтагма снова в направлении Акрополя – посреди улицы Эрму в углублении со ступеньками вниз стоит совсем маленький храмик без единой надписи и датировки, но сразу видно, что очень древний. Хотя на площади гремела музыка, проникая даже вовнутрь, а у входа распоряжалась громогласая смотрительница, пройдя к алтарю и усевшись напротив, я буквально "провалилась" в глубокую тишину – то, что называется "намоленное место", способное погрузить в спонтанную "медитацию" само собой без всякого намерения. Я никогда не молюсь – мне давно уже нечего "просить" у Бога. Спустя час-другой обеспокоенная смотрительница потрясла меня за плечо и указала на дверь, дескать, пора полы в церкви мыть по расписанию, но судя по всему просто обеспокоилась, как бы чего не вышло:) Однако, я вернулась туда на другой день уже намеренно. Оказалось, что это действительно одна из древнейших афинских церквей Капникарея, датируемая аж 11-м веком. Неподалеку стоит огромный собор Благовещения Богородицы, или Митрополис (сейчас в лесах на реставрации) с другой маленькой церковью Панагия Горгоепискоос (12-й век), а вышеупомянутая церковь на площади Монастыраки по описанию даже древнее первой! Так я увлеклась церквями характерного "афинского стиля" и в один из дней обошла их все в центре Афин по значкам на карте.

Страница 24