Размер шрифта
-
+

Восток на Западе. Самоисследование мессианства - стр. 23

– Это говорит о внутренней цельности! Как известно, пифия в Дельфах провозгласила Сократа мудрейшим из людей, хотя он отказался от посвящения в мистерии. А какое впечатление на Вас произвели Элевсина и Дельфы?

– Посещение обоих мест для меня связано с моим греческим другом Антонием, которого я уже упоминала. В Дельфы он возил меня на своей машине, где сам бывал еще школьником, но довольно подробно мог объяснить все вокруг. Надо сказать, как грек он не верит ни в каких богов – ни языческих, ни христианских, а считает необходимым наслаждаться жизнью здесь и сейчас, ибо другой не будет. Поэтому поездкой в Дельфы без пифии мы действительно наслаждались – прекрасные виды на горы, старые деревушки, древние монастыри проездом… Но вот что трогает даже грека-атеиста, так это исконное греческое искусство – он сам ходил по музею, куда собрали все статуи с археологического сайта, как завороженный, периодически восклицая "Как прекрасно!" А вот на месте Элевсинских мистерий я была одна, когда он был на работе всего в паре километров оттуда. Дело в том, что в Элевсине находится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов – вот такая современная мистерия (нефть как энергия)! А руины храма были абсолютно пустыми, туристы отсутствовали в не-сезон, и смотрителю даже пришлось специально для меня отпереть двери музея. Будучи в одиночестве, там я смогла снова погрузиться в прочувствование духа древности, провалиться во времени вглубь веков, наверное более часа просидев и вовсе неподвижно… Впоследствии на участке Керамикос в Афинах я прошла через остатки древних врат, через которые посвящаемые в мистерии проходили из Элевсины в Акрополь и обратно.

– Во времена Сократа никто и представить себе не мог, что на месте разрушенных языческих храмов появятся христианские церкви. Насколько сильным представляется наслоение?

– Для меня символом христианского мессианства стало место проповеди Св. Апостола Павла в древнем Коринфе. Уж больно наглядно – кругом мраморные руины с полуразрушенным храмом Аполлона, а почти в центре "площадка" для новозаветного воззвания к народу. Конечно, в самих Афинах тоже можно увидеть христианские храмы прямо посреди античных развалин. Например, православная церковь на месте древней Агоры, где уцелел тоже лишь храм Гефеста, который был превращен в церковь Св. Георгия в 7-м веке – и возможно лишь потому сохранился… Это был вполне традиционный принцип религиозного завоевания, когда христиане ставили свои церкви на руинах языческих храмов или просто использовали их для совершения богослужений новой религии. В некотором смысле, они использовали их как "места силы", ведь народ привык молиться в данных местах, оставалось лишь "подменить" мировоззрение, убедить молиться иначе и другому богу. Здесь я рассуждаю с позиций религиоведа, а вовсе не как верующая, конечно. Подобные схемы "духовных завоеваний" можно найти в истории многих других народов. Например, возьмем нарочно очень отдаленный пример – переделывание индуистских пещер под буддийские монастыри во Вьетнаме и пр. Опыт показывает, что это работает – и массы способны сменить веру! Причем, именно целыми народами, в массе это сделать проще, несмотря на стойкое сопротивление отдельных героев той или иной религии. Так, ведь крещение Руси произошло тоже массово…

Страница 23