Воспитать одаренного ребенка. Как? - стр. 25
Итак, у него ушло два года на освоение всех премудростей фортепианной игры! Возможно, когда обучение идет осознанно (у детей это не обязательно так), скорость освоения навыков повышается стремительно. Безусловно, такие истории противоречат представлениям о том, что родители должны настаивать на раннем развитии детей и как можно более раннем выборе профессии. Оказывается, что те, кто в силу обстоятельств не могут соприкасаться с инструментом рано, при желании осваивают его очень быстро. Важнейшим аспектом здесь является то, что отсутствие насилия над ребенком (в пять лет малыша нужно заставлять играть часами, тогда как в 14 подросток сам рвется к инструменту) не приведет к нарушению личностных установок. Тем не менее родители должны быть осторожны, поскольку это единственный пример высших достижений в фортепианном исполнительстве при позднем начале игры на инструменте. Все другие выдающиеся музыканты набирали свой багаж с весьма раннего возраста – от трех до пяти лет. Таким образом, мы выходим на важнейшую особенность гениальных людей. Они сами хотели часами заниматься на инструменте, чтобы добиться звука. Их никто не заставлял делать это силой.
Конечно, мы помним о Паганини, которого в детстве отец заставлял не заниматься на скрипке, а жить с ней в руке. Если бы отец не осуществлял такого давления, мальчик самозабвенно и много занимался бы в соответствии со своим возрастом, не подрывая здоровье.
Хосе Кура, один из самых востребованных теноров в мире, пришел к пению достаточно поздно. Однако он все же имел отношение к музыкальной культуре. Сначала он стал дирижером, думая, что его голос недостаточно красив. При этом он вел себя как обычный подросток, занимаясь бодибилдингом и кунг-фу. В 21 год Хосе получил грант на обучение при знаменитом театре Колон в Буэнос-Айресе, где начал петь в хоре. Именно там Хорацио Амаури поставил ему вокальную технику. С этого времени Хосе Кура получил славу как певец с необычайным голосом.
Возможно, сейчас стало много талантливых людей, которые не просто работают с большой отдачей на сцене, но и с удовольствием живут. СМИ приучили нас, что выдающийся человек полностью отдает себя избранному делу, часто в ущерб личному счастью. Однако талант не обязательно проявляется слишком рано и не всегда реализуется исключительно за счет чего-то.
Некоторые родители полагают, что семья должна быть состоятельной, чтобы талантливый ребенок смог пробиться в жизни. Если бы это было так, то мы говорили бы о гениях только из богатых семей. Однако жизнь многих людей, изменивших мир, свидетельствует об обратном. Всем известна судьба Ломоносова.