Размер шрифта
-
+

Воспитание детей. Православный взгляд. Советы современных пастырей и святых отцов - стр. 11

Протоиерей Андрей Ткачёв


Отец и мать совершают ошибку, пытаясь подружиться со своими детьми. Многие родители говорят:

– Дитя моё, не смотри на меня как на отца, я хочу быть твоим другом!

Но этот отец сам является незрелым ребёнком, который отходит от отцовской ответственности и тем самым создает у ребёнка чувство неуверенности и паники. Дети имеют друзей или найдут себе их, если их не имеют. Но отца и матери они себе не найдут. Если отец перестаёт быть отцом, а мать – матерью и становятся просто друзьями, то ребёнок вырастает сиротой, и гневным сиротой. Друг-отец не может дать сыну любви.

‹…› Чем более ответственен отец, тем лучше это для подростка. Если всё наоборот, подросток становится неуверенным и совершает ошибки в своей жизни. Типичным примером являются все бунтующие подростки.

Митрополит Нектарий (Антонопулос)

4. Образ жизни супругов, желающих быть хорошими родителями

Презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. Жёны их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. ‹…› Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода.

Книга премудрости Соломона, 3: 11-12, 16-19

Ужасен конец неправедного рода

Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее.

Святитель Филарет, митрополит Московский


Воздерживаться от страстей нужно особенно будущим родителям, потому что страсти переходят с рождения и к детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней (например, золотухи).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Воспитание ребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живёт духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящённым и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастёт.

Преподобный Паисий Святогорец


Жизнь ребёнка… начинается с того момента, когда он зачинается. Разумеется, на него ещё нельзя влиять ни умственно, ни в каком-то непосредственном смысле. Но всё его бытие, его существование, его жизнь совершенно переплетена с жизнью матери. Всё, что совершается с матерью, совершается с этим зародышем или постепенно оформляющимся в ней ребёнком. И поэтому с момента, когда женщина беременна (разумеется, и ранее того тоже), она должна понимать, что всё, что с ней будет совершаться, будет играть решающую роль, иметь решающее значение для ребёнка, который зародился в ней. В этом отношении её человеческая судьба, её отношения с мужем, с окружающими людьми, её реакции радости, любви, гнева, зависти и прочее не могут не отзываться на нём, потому что они составляют одно целое. И поэтому она должна всячески углубить свою духовную жизнь, чтобы ни одно греховное переживание не могло передаться зародившемуся существу. Поэтому я часто советую женщинам: с момента, когда вы беременны, читайте Евангелие по-новому, новыми глазами, глазами матери, которая учится у Христа тому, как быть дочерью Живого Бога и как научить своего ребёнка – уже теперь и особенно в будущем – быть ребёнком в Царствии Божием; и я им также советую углубить свою молитвенную жизнь. ‹…› Я говорю не о молитвословии, а о

Страница 11