Военная история казачества - стр. 19
В 1341 году умер хан Узбек, правление которого сопровождалось непрерывной резней. Сколь безжалостна она была свидетельствует "традиция": всякий хан, входящий во власть, тут же вырезал всех своих родных братьев. Так хан Джанибек перерезал всех близких хана Узбека. Самого Дженибека убил его собственньый сын Бардибек, которого в свою очередь убил Кульпа. После этого пошла общая жуткая резня, которую назвали “татарской замятней”. Ханы сидели на престоле по нескольку месядев, по нескольку недель и даже всего-навсего по нескольку дней. И всякий последующий вырезал всех сторонников предыдущего. В Причерноморье пришел к власти темник Мамай. Не чингизид. В Средней Азии с 1370 года; начал править Тамерлан, наконец, еще одна беда: в степь пришла чума. Во всей этой круговерти, произошли решающее для Орды события. В 1367 году от Орды отделилась Камская Болгария /нынешний Татарстан/. В семидестые годы – вся Орда распалась на семь улусов. Днепровские козаки оказались первоначально подвластны, формально, Крымской орде, Донские и Яицкие – Ногайской
Казаки – ордынцы, а этого времени уже можно их так называть, следили за происходяшими событиями с большим опасением. К тому же и среди казаков тоже произошло разделение: днепровские казаки /"козаки",' так именовали их поляки/ стали в оппозицию и к татарам, и к их центру в Крыму, приняв сторону Европы и, в частности, Польско-литовского королевства.
Донские казаки оказались в очень сложном, почти безысходном положении. Географически они в самом центре Орды, а этот мир становится исламским. Крепнущее Московское государство, добиваясь независимости от Орды вело, непонятную для казаков – ордынцев политику: то сотрудничало с Ордой, то конфликтовало. Жернов Орды и жернов Москвы все чаще вращались несогласованно. Между жерновами оказывались южные русские княжества, в частности, Рязанское княжество,… и казаки.
XIV век! Такой кровавый, страшный. Для Руси – решающий век. Век рождения великорусской нации. Резня и чума погнали казаков в Московское княжество, в возвышении и защите которого они видели свое спасение. В 1380 году приносят донские казаки (?) на Куликово поле икону Донской Божьей Матери и становятся в ряды бойцов Дмитрия Донского. Только не надо обольщаться! В войске Мамая их не меньше. И если мы будем считать, что на поле Куликовом произошло межнациональное столкновение русских и татар (так как мы говорим об этих двух народах сегодня), то мы вообще ничего не поймем.
Татарами, назывались самые разные народы и у Дмитрия Донского и у Мамая. Неизвестно кого татарами считать. С точки зрения знаменитого арабского путешественника Ибн Батуты, что побывал во владениях Золотой Орды, все ее жители – татары, примерно, как сегодня все жители Российской Федерации – россияне. А то, что «татары» того времени говорили на разных языках и по разному молились ибн Батута не заметил.