Военная история казачества - стр. 21
Русская, как бы сказали мы сейчас, «делегация» по Оке на стругах выплыла к Рязани Путивльской, то есть к современной Рязани, после этого прошла мимо Ельца, где их встречал елецкий князь. Далее, действительно, началась «пустыня», территория без населения, заросшая лесами и наполненная изобильно всевозможным зверьем: лосями, медведями , лисами, зайцами и т. п. Затем вышли к Медведице, где лесостепь все также изобиловала всевозможными животными. Люди не встречались, но только до переезда через реку. Судя по описанию, это переправа чрез Дон, примерно, в районе Калача. А вот дальше митрополит, со страхом и изумлением, видит толпы «татар», ( «как листьев в лесу и как песка на бреге морском») огромные кочевья , неисчислимые стада и табуны. Эти «береговые татары» спрашивали путешественников откуда они и куда путь держат, но те «ради страха великого» им не отвечали. Что не мешало «татарам» изобильно давать им всякое пропитание и поить молоком (как это принято, даже и до нынешнего времени, на Дону. А.Б.). Значит, эти «татары» были христиане?
Плавание среди густонаселенных берегов закончилось в большом и цветущем граде Азове. Повторяю это 1389 год! Значит, «Мамаево разорение» уже состоялось, а населения в степи не убавилось? В 1395 году через эти места стремительно пройдут орды Тамерлана, сожгут Елец и в Воронежских степях иссекут рать золотоордынцев. Но население в степи, все равно, осталось. Тамерлан пронесся как вихрь, колонны его конницы не прочесывали и не могли бы прочесать всю бескрайнюю степь. А кочевое население изловить и уничтожить много сложнее чем, скажем, взять город и сжечь его дотла. Для этого потребны годы. А весь поход Железного хромца длился чуть больше месяца. Даже чума, посетившая степь, унесла жизней меньше, чем в других государствах и землях, поскольку народ жил не скученно, как в средневековых европейских городах.Учитывая, что до конца XVI века, все что не было русским, и не платило дань князьям, именовалось татарами, смею предположить, это обильное население и было пра-казаками.
Именно к ним, в их все еще державшиеся в степи кочевья, устремлялись и возвращавшиеся православные казаки и примкнувшие к ним беглецы из России, Польши, Крыма и Турции. Они были той основой, той почвой, откуда выросло вольное казачество! Возвращаться или как писали русские летописцы «бежать в Дикое поле» они будут вплоть до XVII века, сильно изменившись и уже полностью став либо украинцами, либо русскими, но отделяя себя от тех и других считая себя козаками и казаками.
За Днепровскими порогами