Размер шрифта
-
+

Военная история казачества - стр. 17

Именно это их объединяло между собой, и отделяло от остальных ордынцев, которые все чаще осознавали себя другой этнической общностью – татарами. В этот же период и казаки начинают осознавать себя общностью, объединенных степью и Православием. Они осознают себя единым целым, несмотря на то, что в посведневной жизни, в домашнем быту продолжают говорить, скорее всего на своих старых родовых языках. Государственный же язык у всех у них один – татарский, или еще точнее старо-кипчакский. Постороннему наблюдателю, тех времен, вероятно, очень трудно было отличить степного татарина и степного казака. Этому способствовала та особая роль, которая отводилась казакам в Золотой Орде.

Огромная территория, которая управлялась из центра – Сарая берке , в Низовья Волги,столицы Золотой Орды позволяла отдельным, особенно дальним, районам жить довольно самостоятельно. Там возникали некие "п р е д г о с у д а р с т в а". К таким “предгосударствам” можно отнести земли д о н с к и х и м а л о р о с с и й с к и х (Днепровских) казаков и других казачьих поселений – казаков Яицких, Терских и Волжских.

Можно ли считать казачьи поселения республиками? Нет. Хотя, как это ни удивительно, в поселениях праказаков и потом в станицах политическая жизнь организована по принципам древне-греческих городов государств – полисов. Как сохранились в степи воспоминаиния об античных городах, как передали свои знания другим народам греческие федераты – загадка. А может просто так совпало. Вернее будет сказать, что обособленные и от Орды и других княжеств, казаки сохраняли остатки р о д о п л е м е н н о й д е м о к р а т и и. Ошибочно считать основой этого устройства войсковой принцип. Не войсковая служба Орде, Москве, Польше породила казачество, а наоборот – остатки родо-племенного строя позволяли использовать казаков в войсковых частях. Кочевое скотоводство давало возможность, высвобождать часть мужчин /в отличии от общин земледельческих, где свободных рук никогда нет!/ для поиска пастбищ, защиты стад и кочевий. Они-то и использовались в качестве наемных войск. Итак, входя в состав коренной территории Золотой Орды, казачье земли, имели относительную автономию, что выражалось /до поры, до времени/ в полной свободе вероисповедания, сохранении своего социального устройства и в экономической независимости. Не платили казаки монголам денежных или натуральных податей. С кочевников вообще собирать дань сложно.Это понимали и в Сарае. Скажем, приезжают к кочевникам сборщики полатей, а они, мгновенно, разбегаются по степи – кочевать-то дело привычное! Так и возникла у казаков одна – единственная форма государственной повинности – воинская. А она – то больше всего и нужна Золотой Орде.Воинскую службу казаки несли охотно. Прежде всего, она позволяла им сохранять с Ордой союзнические отношения. Монголы и их потомки нуждались в войсках всегда. Нуждались в ней и казаки. Они, в этом случае, уже не чувствовали себя одинокими перед Турецкой, Персидской, Польско-Литовской или Московской опасностью. Да была и прямая выгода: казаки принимали участие в дележе добычи. Чувствуя свою независимость /относительную, конечно/, казаки заключали союзнические договоры не только с Ордой, вассалами, которой они, фактически, были, но и с русскими князьями, с Польшей, с Литвой. Основа договоров та же: приглашались отдельные войсковые подразделения – орды, (по тюркски – порядок. Организованные. Отсюда слово орден) на службу к тому или иному князю или государству Вот так, вероятно, и возникали – “рязанские казаки”, “белгородские”, “ московская служилая орда”. А поскольку национальный состав казаков неоднороден, то у современников возникало впечатление, что “татары пришли”.

Страница 17