Во блаженном успении вечный покой - стр. 2
Память смертная приучает верующего трезво относиться к жизни, рассуждать в соответствии с библейским и святоотеческим учением о смерти, которое предельно ясно изложил митрополит Московский Макарий (Булгаков): «Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Своею притчей о богатом и Лазаре (см.: Лк. 16, 26), из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние и богатый, как ни мучился в аду, не мог через покаяние освободиться от своих страданий».
«Станем трепетать не перед смертью, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а перед грехом; ибо не смерть родила грех, но грех произвел смерть. Смерть же стала исцелением греха… А потому всегда ожидай и не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости».
Мысль о смерти, память о ней – это то, что придает жизни высший смысл. Когда человек готов к смерти, когда он знает, что как православный христианин сделал в этой жизни все, что мог, то он умирает спокойным. Ведь смерть – не конец, не поражение, а начало новой жизни, начало опытного познания евангельской истины: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (ср.: Лк. 20, 38).
Как быть близким рядом с умирающим
Часто предсмертная болезнь длится продолжительное время и способствует обращению умирающего к Богу, рождению осознанной веры и покаяния. Благоразумно поступают родственники, которые заблаговременно заботятся о христианском напутствии отходящего в вечность и к тяжко болящему православному из храма на дом или в больницу вызывают священника для совершения Таинств Покаяния, Причащения и Соборования (Елеосвящения). Важно, особенно перед смертью, совершить над болящим Таинство Елеосвящения, так как во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи и те, в которых он забыл покаяться (но не утаил намеренно). Нельзя отлагать Причащение до самого последнего момента, когда умирающий уже не способен ни слышать молитв, ни произнести слов покаяния, а то и вовсе отходит в мир иной, не дождавшись христианского напутствия. Родственники, которые оставляют умирающего без Святого Причастия, берут на свои души большой грех. Страдания умирающего значительно уменьшаются после совершения этих Таинств, недаром Церковь молится «о безболезненной и непостыдной кончине живота нашего». Умирающему или тяжелобольному нужно ежедневно давать просфору и святую воду натощак, заказывать о его здравии молебны, подавать записку с его именем на литургию. У его постели можно читать акафисты и Псалтирь с поминанием о его здравии.