Вкусное питание. Тибетская врачебная наука об искусстве еды - стр. 29
В связи с этим, хочу рассказать об одном своем пациенте, Дмитрии Ивановиче. Ему 60 лет, он бывший военный. Внешне выглядит старше своих лет. Рост 184 см, вес – 118 кг. На голове почти нет волос, ноги отечные. Мужчина вошел в мой кабинет, опираясь на палочку-костыль. Как выяснилось из анамнеза, Дмитрий Иванович всегда отличался крепким здоровьем и ни на что особо не жаловался. Родом из Забайкалья, он не боялся морозов, закалялся как сталь – купался в холодных реках своей родины, любил отдыхать на Байкале, ел много мяса, по 3 раза в день, обожал шашлыки и мог спокойно выпить до 2 бутылок водки, особенно, если приезжали комиссии из Москвы и «высоких» гостей возили на знаменитее озеро, где кроме обильного застолья, в программу входило ныряние в холодные воды Байкала. Иногда празднества случались по 3–5 раз в году. С годами Дмитрий Иванович стал ощущать жгучий жар в теле, ноги горели огнем так, что ему приходилось не только не укрываться ночью, но и обливать их холодной водой перед сном, иначе не мог уснуть. Волосы у мужчины рано поседели, а к 50 годам и вовсе исчезли с головы. В 55 лет его стали беспокоить приступообразные подагрические боли в суставах стоп и далее, в коленных и тазобедренных суставах. После стресса на работе у Дмитрия Ивановича случился сердечный приступ, едва живого, его довезли до военного госпиталя. Врачи констатировали инфаркт миокарда и гипертоническую болезнь. После трех месяцев от начала болезни врачи дали ему инвалидность и комиссовали. За все свои годы после окончания военного училища Дмитрий Иванович увеличил свой вес почти на 40 кг (по словам матери, все родственники были крупного телосложения и обладали большим весом). С одной стороны, он от природы являлся представителем конституции «желчь» (как он сам сказал, в «отца») и очень сильно «подстегивал» ее образом жизни и питанием, приводя в возбуждение. И с другой стороны, он увеличил «возмущение» конституции «слизь», которая проявилась не только увеличением веса, но и признаками несварения (вздутие живота, отрыжка, запоры), а также коксартрозом, аллергическим насморком, хроническим обструктивным бронхитом. Таким образом, мы наблюдаем у Дмитрия Ивановича классическую картину совмещения двух доминирующих конституций «желчь» и «слизь».
Болезни, возникшие на почве возмущения конституции «желчь-слизь» похожи на разбойников, каждый из которых желает быть вожаком, лидером. В «Чжуд-ши» сказано, что один из них (доша, конституция) поднимается с места, уходит на чужое место и начинает вредить старому месту. Лечить такое состояние очень сложно, так как можно даже диетой и образом жизни нанести вред. Непременным условием в таких случаях является «восстановление равновесия между ними (т. е. доша) как вождь разбирает свору подданных». Поэтому необходимо принять меры сначала в отношении одной из «возмущенных» доша («усмири ее одну, не причиняя вреда остальным доша». Чжуд-ши). При наличии сильно выраженных симптомов «жара» – ощущения жара во всех частях тела: голове, животе, груди, ногах, покраснении кожи лица и шеи, пожелтении склер глаз и слизистой ротовой полости, при насыщенно-желтой моче с паром и запахом, жидковатом, неоформленном стуле от 2 до 4–5 раз в сутки и других признаках, надо лечить прохладными средствами – водой, являющейся, как я подчеркивала выше, самым холодным продуктом. В «Чжуд-ши» сказано об этом так: «На сильный жар лей «четыре воды»: камфара – это «вода» лекарств (камфара, например, обладает охлаждающими свойствами и входит в состав тибетских фитосборов), кровопускание (гирудотерапия, точечные кровопускания из различных зон на теле человека, от макушки головы, зоны 7 шейного позвонка, сосудов и других мест) – это «вода» процедур, подходящая пища – это «вода» диеты, пребывание в прохладе – это «вода» образа жизни». Все эти методы значительно облегчают состояние больного, страдающего от увеличения «плохой грязной горячей» крови, которая способствует тромбообразованию. Под «подходящей» пищей подразумевается прием еды в теплом виде, но не в холодном (так как понятно, что «холодная» пища (твердая пища и питье) способствуют несварению). С осторожностью надо отнестись к очень острой, горячей, мясной, жареной и жирной пище. Представителям конституции нужно контролировать и даже ограничивать прием пищи острого, соленого, кислого, соленого вкусов, иногда и вовсе отказаться на короткий срок, чтобы не навредить другим доша (конституциям) «ветру» и «слизи», которые являются «холодными» по своей природе и стихиям и нуждаются в тепле. Тепло и согревание дают как раз-таки острый (жгучий), соленый и кислый вкусы. Если человек страдает от сильного холода (например, представитель смешанных типов «слизь-желчь», «слизь-ветер»), то их заболевания нужно «уничтожать» четырьмя «огнями». «Четыре огня» тибетской медицины – это «огонь» лекарств, «огонь» процедур (прижигания), «огонь» диеты (питательная и согревающая пища), «огонь» образа жизни (теплое жилище и теплые одежды). Непременным условием является принцип «золотой середины», контроль действий перечисленных методов, сроков проведения всех процедур, поскольку воздействие «огня» очень сильно и может «возбудить» и привести в движение «желчь». Здесь очень важна и необходима правильная консультация врача, строгое наблюдение и профессиональный подход.