Размер шрифта
-
+

ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал - стр. 37

• Субъект: Ганс Чурбан.

• Объект: принцесса и полкоролевства.

• Противник: отклоняющиеся от нормы эксцентрическое поведение и странная внешность Ганса Чурбана.

• Помощник: находчивость, храбрость, дерзость и красноречие, проявляемые Гансом Чурбаном в решающие моменты.

• Стимулятор: стихийная, непривлекательная, но с богатым воображением натура Ганса Чурбана.

• Адресат: Ганс Чурбан.

В кратком пересказе анализ сказки с помощью модели может выглядеть так:

Благодаря своей стихийной, непривлекательной, но обладающей богатым воображением натуре, а также находчивости, храбрости, дерзости и красноречию, проявляемым им в решающие моменты, Гансу Чурбану удается получить в жены принцессу и полкоролевства в придачу, несмотря на его эксцентричное поведение и странную внешность, не соответствующие общепринятым нормам.

Более широкое обобщение личности Ганса Чурбана можно сформулировать так:

Даже бедный, необразованный и чудаковатый человек может добиться богатства и положения в обществе, если он обладает талантом и мужеством.

Исходя из того, что Г.К. Андерсен почти всегда писал о самом себе, то не рискуя ошибиться, можно сказать, что в этой сказке описана судьба самого писателя. Именно такой обобщенный смысл произведения называется мотивировкой. Чем короче и чем точнее она сформулирована, тем больше у автора шансов хорошо рассказать историю.

Требование сформулировать мотивировку не только вынуждает рассказчика анализировать и систематизировать материал. Вырабатывая мотивировку, автор одновременно определяет и то, что он хочет сказать публике своей историей.

Общая мотивировка модели сюжета для историй с хэппи-эндом выглядит так:

Благодаря помощнику и стимулятору субъект получает возможность достичь объекта несмотря на действия противника.

Мотивировка трагедии выглядит так:

В результате действий противника субъект не получает возможности достичь объекта, несмотря на усилия помощника и стимулятора.

Информационный сюжет

Многие новости и информационные сообщения вписываются в рамки модели сюжета. Разница лишь в том, что журналисту самому приходится решать, кто из реальных участников события будет выступать в роли субъекта.

Пример:

Группа спортивных врачей утверждает, что ежедневные многочасовые тренировки представляют опасность для здоровья молодых людей как в психическом, так и в физическом отношении. В течение последних двух месяцев врачи обследовали сто молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет, занимающихся спортом высоких достижений. У 14 из них были выявлены психические или физические отклонения, происхождение которых можно объяснить участием в тренировках и соревнованиях.

Страница 37