ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал - стр. 36
Как правило, журналист встречается с событиями, в которых заложен открытый конфликт. Криминальная хроника, спорт, политика, рынок труда, система образования или здравоохранения – во всех этих сферах, поставляющих события, действуют по крайней мере две стороны, имеющие различные интересы. В событиях экономической жизни бывает сложнее определить участников конфликта, и тогда журналисту следует с особым вниманием исследовать взаимоотношения возможных героев сюжета, с тем чтобы правильно построить конфликт между ними. Для этого и используются модели сюжета или рассказа. Правильно построенный сюжет позволяет зрителю понять масштаб проблемы и глубоко понять ее суть. Применение модели упрощает и делает более понятной сложную окружающую нас реальность.
Модель сюжета
Почему некоторые тексты захватывают воображение, а другие вызывают скуку? Как только вы освоите модель сюжета, вы легко ответите на этот вопрос.
Когда вы планируете сюжет (то есть исследуете проблему и пишете вероятный сценарий, вы упрощаете проблему до простой, пригодной для рассказа формы. В схематичной форме модель сюжета можно представить следующим образом (Рисунок 1):
Рисунок 1
• Субъект: человек или несколько лиц, которые стремятся к какой-то цели.
Субъект или субъекты соответствуют главному герою или главным героям сказки, драмы или видеоматериала.
• Объект: та цель, к достижению которой стремится субъект – справедливость в деле о налогах, деньги и известность, признание и любовь другого человека, доказательство истины и т. д.
• Противник: человек или люди, цель которых прямо противоположна цели субъекта.
• Помощник: люди, предметы или собственные способности и свойства субъекта, помогающие ему в достижении цели.
• Стимулятор: понятие, институт, орудие, свойство, представляющие собой запас энергии помощника или помощников.
В терминах сказки это та «волшебная сила», с помощью которой субъекту, возможно, удастся добиться своего объекта.
В несправедливом деле о ценах в этой роли может выступать общественная мораль.
• Адресат: тот, кто принимает объект (добивается своей цели), – как правило, сам субъект.
Если субъект трудится ради общественного блага, адресатом становится общество.
• Мотивировка, которая завершает сюжет: что-то вроде морали, она же – управляющая идея или основной вывод из истории.
Самое интересное при конструировании сюжета – определить, кто из реальных участников события является субъектом.
Сказка
Давайте попробуем приложить модель сюжета к такой хорошо известной сказке, как «Ганс Чурбан» (вариация на тему «Иванушки-дурачка») Г. К. Андерсена.