Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители - стр. 72
Но теперь обратимся к старцу Макарию, расскажем, каков он был как старец, как скитоначальник, монах. Для скитян это был подлинно любящий отец. Он не только определял для них послушания, то есть кому какие работы делать, не только принимал своих духовных чад у себя в келии, но и посещал их самих, и всегда во благовремении. Он духом знал, к кому и когда надо пойти, чтобы утешить, ободрить, поддержать падающего, вразумить… Каждому он назначал и чтение, предлагая новоначальным инокам книгу поучений аввы Дорофея, которую называл монашеской азбукой. Помогал освоить какое-нибудь из им же заведенных в скиту рукоделий – токарное по дереву, переплетное, ложечное, футлярное…
«Поучая учеников своих соблюдать все заповеди Господни, – пишет автор жития старца, – изложенные в Святом Евангелии, старец Макарий в особенности наставлял их заботиться о приобретении самоукорения и смирения, носить немощи ближнего и душу свою полагать о брате, доблественно претерпевать случающиеся искушения, то есть оскорбления, поношения, укоризны, досады, а также мужественно претерпевать с благодарением и находящие телесные многоразличные искушения: недомогания, болезни, лютые и горькие временные злострадания – ради вечного спасения душ своих»>148.
Впоследствии воспитанники старца Макария много рассказали о нем. Это были чада его, достойные мужи. Среди них – преподобный Амвросий, скитоначальники последующего времени преподобные Иларион и Анатолий, монах Ювеналий (впоследствии Виленский архиепископ), наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин, известный церковный писатель), настоятели Оптиной пустыни отцы Исаакий и Досифей, настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Моисей, настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря архимандрит Пафнутий, настоятель Мещовского Георгиевского монастыря игумен Марк и многие другие подвижники духа. Для всех них не было места роднее, чем тот келейный корпус слева от Святых врат скитских, который занимал старец Макарий.
Отец Макарий располагался в двух комнатах, которые были обе с передними, выходящими в коридор (на другой половине жили келейники). В одной комнате он жил, другая была приемной. В восточном углу приемной были иконы, по стенам виды монастырей и портреты. Жилая комната была весьма невелика, с одним окном на южную сторону, на дорожку, ведущую к скитским вратам. Под окном стоял простой, окрашенный белой краской стол с ящиками, где лежали письма, образки, четки, крестики, пояски, предназначенные на благословение богомольцам. На столешнице, покрытой клеенкой, находились чернильница и все нужное для письма, в том числе песочница, выточенная им самим (мелкий песок, специально выработанный, служил вместо промокашки – его сыпали на свежеисписанный лист и потом аккуратно ссыпали обратно в песочницу), множество бумаг, справа и слева стопки писем, разделенных по степени срочности ответа. Ближе к окну – журналы. Старец выписывал «Творения святых отцов» (академический журнал), «Христианское чтение» (тоже журнал серьезный, богословский), «Воскресное чтение», «Православный собеседник», «Православное обозрение», «Духовную беседу», «Странник» и «Домашнюю беседу». Тут же и книги с закладками.