Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители - стр. 55
Выслушав этот рассказ, отец Леонид сказал, что сон – благодатный, так как бесы, могущие изобразить не только во сне, но и наяву Самого Христа, Ангелов и святых, не могут изобразить святого Креста, на который диавол, трепещущий от него, не смеет и взглянуть. «Воля Господня да будет! – сказал старец, – Иди, не беспокойся. Верен Бог!» Видя скорбь своего ученика, преподобный Леонид позволил ему молиться за наложившего на себя руки отца, исполняя этим «долг любови и обязанности сыновней». На вопрос отца Павла, как надо в таком случае молиться, старец ответил: «По духу добродетельных и мудрых так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!”»>114.
В Житии Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) помещены составителями «Ответы» старца на вопрошения отца Павла, который и записал все это, – всего 23 вопроса с обстоятельными ответами. Ответы эти даны были по писаниям святых отцов, но в них выразился и собственный аскетический опыт старца, испытавшего испытанное другими с древних времен до последних дней. Ни одна черточка в этих ответах не устарела, и универсальность их не сузилась до рассуждения о душе лишь одного человека.
Вот, например, двенадцатые вопрос и ответ: «Ощущая в себе не только склонность, но и самые действия тщеславия и желая оного избавиться, каким образом можно успеть в том?
– Если ты будешь продолжать послушание с откровенностью, если не будешь ни в чем настоятельно склонять старших к соглашению с твоей волей и выискивать их благоволение к себе, если совершенно повергнешь свое ничтожество перед Богом, то всемогущею благодатию Его можешь, со временем, избавиться от тщеславия. Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О! коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей»>115.
Не менее интересны и те четырнадцать вопросов и ответов, которые записал другой ученик преподобного, послушник Алексей Бочков, упомянутый выше отец Антоний, в будущем игумен Череменецкого монастыря. И здесь советы по сути не новые, но какая чувствуется в них духовная сила: дается точно составленное и отмеренное спасительное врачевство. На вопрос (под четвертым номером): «Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснить их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это?» – последовал ответ: «Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание. Да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедоваться подробно и, ко смирению твоему, посрамить себя, потому и подробное исповедание (хотя и редко) бывает на пользу. Но, видно, старцы знали великое милосердие Божие, не желающее крайнего пристыждения нашего, потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного»