Размер шрифта
-
+

Великое наследие древних - стр. 32

«К Никоклу», 24

* * *

В Афинах для приезжего всегда праздник.

«Панегирик», 46


Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.

«Панегирик», 95


Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.

«Панегирик», 172


Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.

«Панегирик», 173

* * *

Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь, ‹…› [ответил: ] «В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в том я не силен».

(Плутарх. «Застольные беседы», I, 1, 1)

Ксенофан

Ксенофан из Колофона (Малая Азия) (ок. 570–478 до н. э.), поэт и философ, основатель школы элеатов. После взятия его родного города персами вел жизнь бродячего рапсода, главным образом на Сицилии и в Южной Италии.

Если бы руки имели быки и львы или кони, ‹…›

Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих

Образы рисовали богов.

«Силлы» («Насмешки»)


Эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы – также подобными самим себе.

(Феодорит. «Лечение эллинских недугов», 3, 72)


[Бог] весь зрение и весь – слух ‹…›; и он весь – ум, разумение и вечность.

(Диоген Лаэртский, IX, 19)


Все есть бог.

(Цицерон. «О природе богов», I, 11, 28)


С тиранами нужно говорить или как можно меньше, или как можно слаще.

(Диоген Лаэртский, IX, 20)


Эмпедокл однажды сказал ‹…›, что невозможное дело – найти мудреца. «Конечно, – ответил Ксенофан, – ведь нужно самому быть мудрецом, чтобы найти мудреца».

(Диоген Лаэртский, IX, 2)

Ксенофонт

Ксенофонт из Афин (ок. 430–354 до н. э.), историк и писатель, ученик Сократа. Был противником афинской демократии; служил наемником у персидского царевича Кира, воевал в армии спартанцев. В своей «Киропедии» («Воспитание Кира») создал образ идеального правителя.

Как сильную страсть называют любовью, так и большую ненормальность ума называют сумасшествием.

Воспоминания о Сократе, III, 9, 6


Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.

«Киропедия», I, 6, 6


Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.

«Киропедия», I, 6, 8


Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.

«Киропедия», I, 6, 17


Тот, кто намерен добиться победы [на войне], должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.

«Киропедия», I, 6, 27


Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.

Страница 32