Размер шрифта
-
+

Великое наследие древних - стр. 18

«Риторика», II, 21, 1395a


Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

«Риторика», II, 22, 1395b


Одна жрица не позволяла своему сыну говорить политические речи, сказав: «Если ты будешь говорить справедливое, тебя возненавидят люди, если несправедливое – боги». Но можно также сказать, что до́лжно говорить такие речи, ибо если ты будешь говорить справедливое, тебя полюбят боги, если несправедливое – люди.

«Риторика», II, 23, 1399a


Прорицатели выражаются о деле общими фразами именно потому, что здесь менее всего возможна ошибка. Как в игре в «чет и нечет» скорее можно выиграть, говоря просто «чет» или «нечет», чем точно обозначая число.

«Риторика», III, 5, 1407b


Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это – одно и то же.

«Риторика», III, 5, 1407b


Речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получатся стихи.

«Риторика», III, 8, 1408b


Ямб есть ‹…› форма речи большинства людей.

«Риторика», III, 8, 1408b


Стиль речи письменной – самый точный, а речи полемической – самый актерский.

«Риторика», III, 12, 1413b


Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.

«Риторика», III, 18, 1419b

* * *

Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

(Диоген Лаэртский, V, 20)


* Друг – это одна душа в двух телах.

(Диоген Лаэртский, V, 20)


Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.

(Диоген Лаэртский, V, 31)


Один болтун, сильно докучавший ему [Аристотелю] своим пустословием, спросил его: «Я тебя не утомил?» Аристотель ответил: «Нет, я не слушал».

(Диоген Лаэртский, V, 20)


[Аристотеля] попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».

(Диоген Лаэртский, V, 17)


[Аристотелю] сказали, что кто-то бранит его заочно; он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня!»

(Диоген Лаэртский, V, 18)

Бион

Бион Борисфенский (? – ок. 240 до н. э.), странствующий философ-киник.

Царство красоты может быть уничтожено одним волоском.

(Стобей, 66, 5)


Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.

(Диоген Лаэртский, IV, 50)


Великое несчастье – неумение переносить несчастье.

(Диоген Лаэртский, IV, 48)


Старость он [Бион] называл пристанищем для всех бедствий, потому что все несчастья скопляются к этому возрасту.

(Диоген Лаэртский, IV, 48)


Агамемнон у Гомера ‹…› «От горя рвет нестриженые волосы», – строка, над которой посмеялся Бион, сказав, что нужно быть очень глупым царем, чтобы в скорби рвать на себе волосы, как будто лысая голова свободна от горя.

Страница 18