Размер шрифта
-
+

Великое наследие древних - стр. 20

«О природе», фрагм. 99


Без солнца не было бы ночи.

«О природе», фрагм. 99 в версии А. Маковельского


Глаза – более точные свидетели, чем уши.

«О природе», фрагм. 101а


Для бога все прекрасно и справедливо; люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым.

«О природе», фрагм. 102


Людям не было бы лучше, если бы исполнялись все их желания.

«О природе», фрагм. 110


Болезнь делает приятным здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых.

«О природе», фрагм. 111


Характер человека есть его демон. (Т. е. характер определяет судьбу.)

«О природе», фрагм. 119


Природа любит скрываться.

«О природе», фрагм. 123


Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.

«О природе», фрагм. 126


Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок – у взрослого мужа.

«О природе»

* * *

На вопрос, почему он молчит, Гераклит ответил: «Чтобы вы болтали».

(Диоген Лаэртский, IX, 12)


Просьбою эфесцев дать им закон он [Гераклит] пренебрег, ибо город был уже во власти дурного правления. Удалившись в храм Артемиды, он играл с мальчишками в бабки, а обступившим его эфесцам сказал: «Чему дивитесь, негодяи? разве не лучше так играть, чем управлять в вашем государстве?»

(Диоген Лаэртский, IX, 2–3)

Геродот

Геродот Галикарнасский (ок. 485 – ок. 425 до н. э.), «отец истории», как назвал его Цицерон. Долго жил в Афинах; входил в окружение Перикла. Много путешествовал, собирая материал для своей «Истории».

Пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но лучше удачливым. (Приписано Солону.)

«История», I, 32


Ушам люди доверяют меньше, чем глазам.

«История», I, 8


Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.

«История», I, 8


Всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги.

«История», I, 32


Человек – лишь игралище случая.

«История», I, 32


Нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы – сыновей.

«История», I, 87


Предопределенного Роком не может избежать даже бог.

«История», I, 91


Нет для них [персов] ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее – по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать.

«История», I, 138


[У эллинов] посреди города есть определенное место, куда собирается народ, обманывая друг друга и давая ложные клятвы. (Царь Кир о рынках.)

«История», I, 153


По моему мнению, о богах все люди знают одинаково мало.

«История», II, 3


[В Египте] на пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу ‹…› со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью! После смерти ведь ты будешь таким!»

Страница 20