Великий пост. Чтение для детей на каждый день - стр. 2
Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость». Наверное, все люди, которые были унижены, обездолены, окрадены, притесняемы мытарем Закхеем, принимали его имя как оскорбление и насмешку, ведь вся его жизнь – глумление над справедливостью, неправедное служение завоевателям своего народа.
Закхей вышел на улицу, но там уже собралась толпа, и за спинами тех, кто повыше, низенькому Закхею ничего не было видно. Тогда он побежал вперёд и залез на дерево. Проходя мимо, Иисус остановился, посмотрел на него и сказал: «Закхей! Сойди скорее, сегодня Мне надо быть у тебя дома». И Закхей поспешил проводить Иисуса к себе и с радостью принял Его.
Все стали возмущаться, что Учитель и Чудотворец пошёл в гости к такому грешнику: в Древнем Израиле мытари – предатели своего народа, собиравшие подати для захватчиков, да ещё и жулики, – считались великими грешниками. Закхей объявил во всеуслышание: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отдам нищим и, если кого чем обидел, верну в четыре раза больше». На что Иисус сказал: «Вот пришло спасение этому дому, потому что и он сын Авраама, а Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и спасти погибшее».
Для Бога никто не потерян и не погиб: пока человек жив, у него есть возможность для покаяния. Закхей очень хотел встретить Бога, а встретив, покаялся – изменился, из жадного обманщика стал честным человеком, а потом и святым. Он сделался учеником Спасителя, одним из семидесяти апостолов, был произведён в епископы, вместе с апостолом Петром проповедовал в Риме и принял там мученическую кончину за Христа.
Неделя о мытаре и фарисее
Евангелие от Луки, 18: 10–14
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
В евангельской притче о мытаре и фарисее всеми презираемому мытарю противопоставляется благочестивый и очень довольный собой фарисей. Фарисеи были религиозными лидерами в Древнем Израиле, ревностно исполняли все требования, записанные в священных книгах. Фарисей говорил: «Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как другие, – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я же пощусь два раза в неделю и отдаю на храм десятую часть из всего, что получаю». А мытарь стоял у порога, не смея даже поднять глаза, сокрушённо бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» Спаситель рассказал эту притчу, закончив её такими словами: «Говорю вам, что этот пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».