Размер шрифта
-
+

Великий переход - стр. 13

Душа человека тождественна Мировой Душе – Браме и является частицей этой Души. Главным желанием человеческой Души должно быть стремление возвратиться к своему первоначалу путем нравственного совершенствования; в противном случае душа никогда не освободится от переселений из одной телесной оболочки в другую. Путями к соединению в Брамой служили или подвиг – умерщвление плоти разного рода физическими истязаниями, или созерцание – соединение с Мировой Душой с помощью медитации.

И вот в V веке до н. э. в Индии появился пророк – Будда – «Просветленный», который носил светское имя Сидхартха Гаутама. Будда абсолютно не сомневался в продолжении жизни после смерти. Но он хотел найти возможность прервать бесконечную цепь мучительных смертей и новых рождений – колесо кармы, – бесконечный переход из одного воплощения в другое (реинкарнацию). Какой смысл, спрашивал он себя, в простом повторении одного и того же? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Будда, разуверившись в идеологии аскетизма, в полном уединении, со всей страстью стал предаваться созерцанию – медитации.

То, что медитация вводит человека в транс, мы уже знаем. Но что происходит в мозгу медитирующего?

Этот вопрос давно занимал ученых. Поднимался он, в частности, и при встрече Его Святейшества Далай-ламы с крупнейшими нейрохирургами, психиатрами и биологами, состоявшейся в 1998 году в Нью-Йорке. Заслушав доклад Далай-ламы «Блаженство, изучение и свершенная медитация», а также доклады ученых, участники встречи отметили, что это была самая интеллектуальная и интересная дискуссия за последние четверть века. Его Святейшество дал согласие на необыкновенный эксперимент – разрешил зафиксировать приборами работу его мозга в состоянии глубокой медитации [19, с. 50].

К сожалению, результаты этого эксперимента авторами в печати не найдены.

Но «на более низком уровне» подобные эксперименты проводились давно. Например, много лет такие исследования ведут два американских ученых, работающих в больнице при университете штата Пенсильвания – профессор Юджин д’Акили и специалист в области ядерной медицины Эндрю Ньюберг. Наблюдая за состоянием мозга восьми человек, медитирующих по методу буддистов Тибета, по топографическим снимкам головного мозга ученые пришли к выводу, что у медитирующих ощущение спокойствия, единения и возвышенности соответствует активности в передних долях мозга и ее снижению в теменных, задних, долях [19, с. 51].

Ученые попытались выяснить, как религиозные ритуалы воздействуют на две главные подсистемы человеческого организма. Одна из них, которую ученые именуют «сражаться или отступить», в стрессовых ситуациях вызывает повышение кровяного давления и пульса, учащение дыхания, активизирует эндокринную систему. Вторая отвечает за успокоение, замедление пульса и дыхания, регулирует рост клеток, пищеварение, отдых, сон. Ученые пришли к выводу, что одни религиозные ритуалы активизируют первую, другие – вторую подсистему. Чрезвычайно быстрые и энергичные действия, подобные танцам дервишей или пляскам шаманов, или, наоборот, медленные, медитативные через первую или вторую подсистему «включают» соответствующую зону головного мозга и одновременно подавляют активность других зон. Все та же функциональная асимметрия в работе мозга.

Страница 13