Размер шрифта
-
+

Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение - стр. 26

С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом.

Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников.

Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.

Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.

Суеверные в обществе – то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

Кто прощает преступление, становится его сообщником.

Никогда двадцать огромных томов не сделают революции, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су. Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.

Твердость есть мужество ума, она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.

Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, – это доставлять удовольствие своим друзьям.

Слабость с обеих сторон – такова, как известно, особенность всех ссор.

Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя.

Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих.

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны неправы.

Глаза дружбы редко ошибаются.

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом.

Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие.

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим ею подозрением, перед нею с кинжалом в руке идут ненависть и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние.

Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа.

Хорошие характеры, как и хорошие сочинения, не столько поражают вначале, сколько под конец.

Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.

Страница 26