Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение - стр. 28
ФРАНЧЕСКО ГВИЧЧАРДИНИ (1483–1540) – ИТАЛЬЯНСКИЙ ИСТОРИК, ФИЛОСОФ-ГУМАНИСТ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Нельзя пренебрегать исполнением долга из одного только страха нажить себе врагов или кому-нибудь не понравиться. Исполнение долга дает человеку славу, польза от которой больше, чем вред от возможного врага.
У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях, в приязни и доброжелательстве людей.
Нет ничего драгоценнее друзей, не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете.
У всех есть недостатки – у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости.
Пусть неблагодарность многих не отпугивает вас от того, чтобы делать людям добро, ведь помимо того, что благотворение само по себе и без всякой другой цели – дело благородное, но, делая добро, встречаешь иной раз в ком-нибудь одном столько благодарности, что это вознаграждает за всю неблагодарность других.
Самое большое испытание человека устоять не столько против неудач, сколько против счастья.
Нужно, чтобы все мы помнили, что должны умереть, и чтобы все жили так, как если бы были уверены, что должны жить вечно.
КЛОД АНДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715–1771) – ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛОСОФ, ИДЕОЛОГ РЕВОЛЮЦИОННОЙ БУРЖУАЗИИ.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда.
Любовь к истине – это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Справедливость наших суждений и наших поступков – не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.
Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты, чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы.
При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей, и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.