Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение - стр. 19
Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое лицо выражает лишь физические свойства, например, крепкое здоровье и т. д. И все-таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, например, оспины, болезненная худоба и пр.
Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.
Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
Торг честью не обогащает.
Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.
Сознание своих сил увеличивает их.
Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.
Невозможно отучить людей изучать самые ненужные предметы.
Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, что в них была глубокая основательность. Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.
Мы знаем больше бесполезных вещей, чем не знаем полезных.
Дух подвластен тому же закону, что и тело, – невозможности существования без постоянного питания.
Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть скучным.
Ум человеческий более проницателен, чем последователен, и охватывает более того, что он может связать.
Ум должен не ограничивать, а дополнять добродетель.
Ум достигает великого только порывами.
Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов и заключений, а в этом вся суть.
Небольшое преимущество – иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в быстром ходе, а в верном ходе.
Ум – око души, но не сила ее, сила души – в сердце.
Разуму не постичь надобностей сердца.
Ум большинства ученых правильнее всего, пожалуй, уподобить человеку прожорливому, но с дурным пищеварением.
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка – это лишать себя опытности.
Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти – подчинения чужой воле.
Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.
Великий человек берется за великие дела потому, что сознает их величие, глупец – потому, что не понимает, как они трудны.