Великие мысли великих людей. Средневековье и Просвещение - стр. 21
Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель, друзья мои?
Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.
Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.
Мужество, сочетаемое с умом, помогает более, нежели один ум без мужества.
Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.
Кто уважает себя – внушает почтение другим. Все жизненные правила следует черпать только в мужестве.
Попробуйте в разговоре с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: «Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели». О кровавая трусость!
Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.
Не надо осмеивать общеуважаемые мнения – вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их.
Окажись я единственным обитателем земли, владение ею не доставило бы мне радости: у меня не было бы ни забот, ни наслаждений, ни желаний, даже богатство и слава превратились бы в пустые слова, ибо не станем обманывать себя – всеми своими удовольствиями мы обязаны людям, прочее в счет не идет.
Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длится.
Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними.
Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.
Судя по всему, человек от природы не способен к независимому существованию.
Нет искуса тяжелее для целомудрия, нежели одиночество.
Люди глупые никогда не поймут умных.
Легко критиковать автора, но труднее – оценить его.
Можно, от всего сердца любя человека, все-таки понимать, как велики его недостатки. Было бы глупой дерзостью мнить, будто нашего расположения достойно лишь одно совершенство. Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.
Бывают весьма порядочные люди, которые умеют веселиться лишь на один манер – зло потешаясь над собеседниками.
Насмешка – детище удовлетворенного презрения.
Хотите подчинить себе других – начинайте с себя.
Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать, и мы начинаем почти ненавидеть его.