Размер шрифта
-
+

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 34

Будучи на вершине военного триумфа, Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией. Мустафа Кемаль поменял столицу государства. Ею стала Анкара.

29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем в качестве её президента. 20 апреля 1924 года была принята 2-я конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года.

Свою абсолютную власть Кемаль употребил на реформы, надеясь превратить страну в цивилизованное государство. Чтобы Турция могла устоять в послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. У кемалистов «цивилизация» означала безусловное и бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и культуры Западной Европы.

Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-уль-ислама – первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние. С тех пор Кубилай считается как бы «святым» кемализма.

При Кемале проводилась политика тюркизации меньшинств. Была ликвидирована автономия еврейской общины в Турции; её еврейским организациям и учреждениям пришлось прекратить или в значительной мере свернуть свою деятельность. Им также строго запрещалось поддерживать связи с еврейскими общинами в других странах или участвовать в работе международных еврейских объединений. Было фактически ликвидировано еврейское национально-религиозное образование: отменены уроки еврейской традиции и истории, а изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв. Евреев не принимали на службу в государственные учреждения, а тех, кто работал в них ранее, при Ататюрке уволили; в армии не принимали в офицеры и даже не доверяли им оружия – военную повинность они отбывали в трудовых батальонах.

В феврале 1925 года началось массовое национальное восстание курдов. Ататюрк ответил на восстание террором. Суды карали за малейшее проявление сочувствия к курдам. Подавление восстания сопровождалось массовыми убийствами и депортациями мирных жителей; было уничтожено порядка 206 курдских деревень с 8758 домами, и убито свыше 15 тысяч жителей. Было запрещено использование курдского языка в общественных местах, ношение национальной одежды. Книги на курдском языке конфисковывались и сжигались.

Страница 34