Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 2
Предшественниками Уруинимгины во главе Лагаша были два царя – сначала Энентарзи, а потом его сын Лугальанда. Их правление продолжалось в течение 17 лет. Энентарзи, заняв престол, присвоил себе землю жрецов, лишив их фактически всех прав. В собственности правителя и его семьи оказалось более половины всей земли Лагаша. В целом развитие хозяйственной жизни Лагаша приводило лишь к обогащению правящего класса – рабовладельческой аристократии. Правление этих царей вызвало недовольство широких масс населения. В результате случился переворот, и Лугальанда был низложен.
После свержения Лугальанды народное собрание выбрало на правление Уруинимгину. Согласно надписи Уруинимгина был избран из 36000 мужей Лагаша (для сравнения один из предыдущих царей выбирался 3600 голосами) – в выборах участвовала не только зажиточная часть свободных граждан, Уруинимгина распространил право участия в выборах и на бедняков.
На следующий год после избрания Уруинимгины правителем, около 2318 года до н. э., он получил чрезвычайные полномочия с титулом лугаля и начал счёт годов правления заново. Получив такие полномочия, царь провёл реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи.
Реформа Уруинимгины – древнейшее в мире известное нам законодательство. Она сводилась формально к тому, что земли божеств, ранее принадлежавшие храмам, были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки.
Реформы имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее. Одновременно с этим Уруинимгина сделал попытку улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения и членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Уруинимгина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям, всюду – на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах – находились надсмотрщики. Уруинимгина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления. Чтобы положить конец этой эксплуатации, Уруинимгина избавился от чиновничества, кормившегося от лодочников, рыбаков, скотоводов. Он также уменьшил количество сборщиков налогов и восстановил права и власть храмов.