Размер шрифта
-
+

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 1

Предисловие

Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Это радикальное, полное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революции бывают природе, в развитии общества, в науке, технике.

Теоретики социальных революций отмечали, что задачи некоторых революций, не решенные ввиду слабости революционных сил, были в последующие десятилетия решены теми правителями, которые подавили революции. Они назвали такой социально-политический феномен «революцией сверху». К ним относится «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в России. XX век дал миру таких реформаторов, как Ататюрк, Хомейни, Мао Цзэдун, Франклин Рузвельт. Все они старались изменить жизнь людей в своих странах, каждый по-своему понимая, в чем состоит счастье и процветание народа. В эпоху Древнего Египта таким реформатором был фараон Эхнатон, в Древнем Риме это, несомненно, Цезарь. «Революции сверху» имеют, как правило, незавершённый характер и представляют собой скорее хоть и глубокие, но реформы.

Нельзя не считать революционерами ученых, которые по-новому взглянули на мир и показали этот мир людям. Коперник, Ньютон, Эйнштейн, Ландау – каждый в свое время совершили переворот в понимании мира. В буквальном смысле открыли новый мир Веспуччи и Колумб. Братья Райт дали людям крылья, Ньепс и Люмьеры показали человека самому себе со стороны. Королев и Харитон дали человеку щит и меч.

Чаще всего мы понимаем под революционером участника социального движения, революции, сторонника революционных методов борьбы, носителя революционных идей. Таким людям посвящено большое количество статей этой книги.

Быть революционером значит ломать все вредное, отжившее самым решительным, самым беспощадным образом. Таким был Кромвель, деятель времен Английской революции XVII века. Философские учения Дидро, Вольтера, Руссо легли в основу убеждений Марата, Дантона, Робеспьера, которые боролись за Свободу, Равенство, Братство в Великой французской революции.

В России революционеры появились на рубеже XVIII–XIX веков. Весь XIX век отмечен революционными движениями: Радищев, декабристы, народники.

В конце XIX века на арену борьбы выходит революционный пролетариат разных стран. В России происходит три революции, приведшие к созданию кардинально другой страны. О деятелях русских революций, послереволюционной их судьбе написано несколько статей в этой книге.

Революция – качественный скачок в развитии, быстрые и существенные изменения, – может произойти в любой сфере. Всегда найдутся люди, которые смогут взять на себя ответственность и тяготы осуществления коренных изменений в природе и обществе.

Правители-реформаторы

Уруинимгина

правил в 2319–2311 годах до н. э.

Правитель шумерского города-государства Лагаш, возглавил народное движение против царской династии, создатель первых законов.


При раскопках, проводившихся французской экспедицией Э. де Сарзека в последней четверти XIX века на холме Телло, была обнаружена столица шумерского нома Лагаша – Гирсу При этом было найдено большое количество вещественных и письменных источников, продолжающих вызывать интерес и у современных историков. Среди них следует выделить надписи правителя Лагаша Уруинимгины (так в настоящее время читается его имя). Особое внимание исследователей привлекли два глиняных конуса, где дан наиболее полный отчет о реформах, проведенных этим лугалем.

Содержание текста и его интерпретации породили длительные споры в среде ученых.

Уруинимгина жил во второй половине XXIV в. до н. э. Правитель (энзи) шумерского города-государства Лагаша. Уруинимгина известен в истории своей попыткой установить справедливое правление. Его образ почти сказочный – он провел реформы, направленные на ограничение произвола чиновников, заботился о неимущих слоях городского населения. Все правление царя уложилось в шесть лет – он правил приблизительно в 2319–2311 годах до н. э. Уруинимгина – в переводе с шумерского «Города уста истинные».

Страница 1