Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 11
Правление Эхнатона продлилось менее 18 лет. Обстоятельства его смерти неясны. Известно, что уже на 17-м году правления Эхнатона один из его сыновей Сменхкара был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон исчезает с исторической авансцены. Сменхкара, процарствовал один год и передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который был вынужден пойти на примирение со старой знатью и жречеством, быстро восстановившими прежние порядки. Позже он сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы.
Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом следующей – XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. За Эхнатоном закрепилось прозвище «Враг из Ахетатона», которым летописцы обозначали царя в свитках после его смерти, не желая произносить имени. Фараон-революционер старательно вычеркивался из истории.
В целом переворот Эхнатона отрицательно сказался на Египте. Точное количество человек, казненных и подвергшихся гонениям, неизвестно, однако, скорее всего, оно было весьма велико. Авторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к ее постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению Египта в теократическое государство. В итоге кочевники ливийцы захватили большую часть Египта, и Новое Царство пало.
Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило – древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) из монотеистических вероучений.
Однако в трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона ничего общего не имеет с монотеистической религией. Другие ученые считают, что реформа Эхнатона является первой в истории человечества попыткой установления тотальной власти, подобием тоталитарных режимов ХХ века, а обожествление царя – не более чем культ личности.
Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора – диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Оценка его личности в истории неоднозначна, некоторые считают его тираном, другие святым, во многом это зависит от миропонимания и просвещенности оценивающих. Одно несомненно: реформы этого фараона были революционным шагом, отразившимся на всех уровнях жизни общества, и прежде всего идеологической.