Размер шрифта
-
+

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях - стр. 10

До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. В Ахетатоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона».

С этого момента началось упразднение культа Амона, а затем и всех остальных богов и установление в Египте поклонения Атону, которого Эхнатон объявил единственным богом, а себя – его сыном и «единственным, познавшим истинного бога». Перевод столицы в Ахетатон означал еще и то, что фараона больше не окружали оппозиционно настроенные его реформам жрецы Амона из Фив.

К 9—10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы – Амона. Культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны.

Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. В гробницах было запрещено делать какие-либо изображения, кроме изображений царя.

Реформа Эхнатона меняла не только религию, но и мировоззрение египтян, задев интересы влиятельных жрецов Амона. Они больше всех не любили фараона-реформатора. Жрецы всегда находились в центре внимания египетских религиозных верований. Они оказались ненужными в религии Эхнатона.

Но это еще не все. Обычные люди также не ответили правителю пониманием. Люди не хотели расставаться со своими маленькими религиями, им нравилось поклоняться своим божкам, часто из-за подсознательного страха – нужно молиться крокодилу, ведь он может внезапно напасть и съесть, нужно приносить дары Нилу – ведь разлив может не прийти и наступит голод.

В умах простых людей солнце никогда не давало повод для такого страха – оно каждое утро всходило на Востоке в течение всей истории Египта. Общественное сознание египтян того времени оказалось не готово принять единого бога и идею всеобщего равенства перед ним, народ не понял и в массе своей не поддержал своего фараона.

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно ему самому, как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам.

Все это в итоге привело к войнам и потере больших территорий. Эхнатон, занятый своей утопической реформой, не мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владения Египта. Несмотря на бездействие фараоновских властей, большинство царьков-вассалов, сохранили верность Эхнатону, но власть их была непрочной, и они гибли в борьбе с вражескими властителями и, отчасти, с собственными подданными. Египет терял не только международный политический престиж, достигнутый фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку все эти неурядицы сильно сократили поступление материальных ценностей из провинций.

Страница 10