Век серебра и стали - стр. 46
– Ну-ну, фокусы – как раз то, что нам нужно. – Угловатое лицо Якуба просияло. – Скоро Пасха, людям нужно чудо. А значит, стоит устроить, как говорят во Франции, spectacle de magie! [19] Волшебство своими руками – без волшебства!
Ана заметила епископа, стоявшего в углу и мрачно наблюдавшего за происходящим. Тот будто пытался сам себя убедить, что все это просто слишком реалистичный дурной сон. Невероятным образом Якуб и это заметил.
– Ну что вы так хмуритесь! Я же понимаю, что такое мистерия и что она неспроста так называется. Но… это все пусть будет потом. Сначала – хотя бы маленькое шоу. Вспомните, как дело было в Древнем Риме: культ для народа, культ на глазах у всех! Публичность превыше всего.
– Мы не в Риме, – словно прочитав мысли Аны, напомнил епископ. Теперь он смотрел на витраж, где Исида оплакивала Осириса. – И не поклоняемся римским богам.
– Слушайте, – вздохнул Якуб. Потер переносицу и снова сомкнул руки, спрятал за спиной. Цаплей зашагал по залу. – Хотя бы в этом году давайте сделаем все иначе. Меня Его Императорское Величество, да будет он жив, здоров и могуч, попросил. Думаете, просто так? Поймите: сердце Анубиса, Пасха, гости…
– Интересно, почему именно Анубиса? – прошептала Ана достаточно громко, чтобы ее услышали. Попыталась хоть как-то разрядить обстановку – видела, что епископ потихоньку начинает увядать.
– Кто знает, – пожал плечами Якуб. – Людей я вижу насквозь, богов – отнюдь.
– Раз вам и Его Императорскому Величеству, да будет он жив, здоров и могуч, это кажется таким важным, – вздохнул епископ, наконец повернувшись к Якубу лицом и отойдя от витража, – да будет так. Гранд-губернатор, я так полагаю, не против?
– Если вообще в курсе, – добавила Ана и тут же прикусила язык.
К ее удивлению, Якуб рассмеялся.
– Думаю, более чем. Вы же знаете нашего гранд-губернатора! – Он поправил фрак и повернулся к ней. Приподнялся на носках, чтобы стать с Аной одного роста. – Ну, тогда, может, все-таки крылышки, а?
…Жаркие пески накрывают его с головой, обжигая щеки, утягивают на самое дно склизкими щупальцами бреда. И когда мир вокруг гаснет, бешеные песчаные бури дня оборачиваются ночными – черными, будто окроплёнными грешной кровью. Среди этого беззвездного неба он – лишь песчинка в безумии развратного хамсина [20]; он теряется, проваливается и вырывается вновь, успевая сделать лишь один сладкий глубокий вдох, наполнить легкие морозным воздухом, чтобы потом опять кануть туда, к небу из черного песка…
Ждет очередного вдоха – тщетно. И чернота словно становится еще чернее, хотя, кажется, цвета и так достигли апогея, и это небо из бурь и вихрей вдруг вспыхивает не звездами, а глазами – еле различимыми, мрачными грифельными силуэтами, и когда все тысячи глаз моргают и смотрят на него, он наконец слышит звуки: сначала отдаленные, как далекий подземный гогот медных барабанов, потом – всё четче, осознанней. Они складываются в слово, одно-единственное, но повторяемое бесконечно; слово, жужжанием пчелиного роя заполняющее все вокруг, заставляющее черноту колебаться.