Размер шрифта
-
+

Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 4

Есть некоторое разнообразие и нечеткость в перечислении периодов, составляющих это общее число, но дата, которая вытекает из него, вполне вероятно, будет приближенной к дате «Вишну Пураны».


Индуктивная философия гордится тем, что делает выводы на основе тщательного наблюдения и накопления фактов; Равным образом задача всех философских исследований состоит в том, чтобы определить факты, прежде чем они отважатся на спекуляции. Эта процедура не наблюдалась при исследовании мифологии и традиций индусов. Нетерпение обобщать жадно использовало все, что обещало дать материал для обобщения; и самые ошибочные взгляды уверенно защищались, потому что руководства, которым доверяли их авторы, были невежественны или недостаточны. Информация, полученная сэром Джонсом (Sir Wm. Jones) была собрана в начале изучения санскрита. То же самое можно сказать и о сочинениях с тем недостатком, что он был несовершенно знаком с санскритским языком и литературой и скрывал свои недостатки высокомерием претенциозности и расточительной демонстрацией неправильно примененной эрудиции. Документы, которым доверял Вилфорд (Wilford), оказались по большей части сфабрикованными, а в тех случаях, когда они были подлинными, были перемешаны с таким большим количеством случайных и непроверенных материалов и настолько перегружены экстравагантными предположениями, что его цитаты должны быть тщательно и искусно просеены, прежде чем они могут быть использованы с пользой. Описание Варда (Ward) слишком глубоко окрашено его предубеждениями, чтобы им можно было безоговорочно доверять; кроме того, оно в значительной степени восходит к устным или письменным сообщениям бенгальских пандитов, которые, как правило, не очень хорошо разбираются в авторитетах своей мифологии. Рассказы Полиера (Polier) также были собраны из сомнительных источников, а его «Мифология индусов» представляет собой разнородную смесь народных и пауранических сказок, древних преданий и легенд, явно придуманных для этого случая, что делает публикацию хуже, чем бесполезной, кроме как в руках тех, кто может отличить чистый металл от сплава. Таковы авторитеты, которым доверяли исключительно в описании индуистской мифологии, и неудивительно, что в их подборе материалов должно было быть полное смешение хорошего и плохого и неразрывная смесь правды и ошибки в выводах.

(The Vishnu Purana. Horace Hayman Wilson. 1840)

Содержание книги первой

Первая книга из шести, на которые разделена эта работа, посвящена в основном подробностям творения, первичному (Сарга, Sarga) и вторичному (Пратисарга, Pratisarga); первое объясняет, как вселенная возникает из Пракрити (Prakriti), или вечной грубой материи; второе, каким образом формы вещей развиваются из ранее развившихся элементарных субстанций или как они вновь появляются после их временного уничтожения. Оба эти творения являются периодическими, но прекращение первого происходит лишь в конце жизни Брахмы (Brahma), когда не только уничтожаются все боги и все другие формы, но и элементы снова сливаются в первичную субстанцию, кроме которой существует только одно духовное существо. Прекращение последнего происходит в конце каждой Кальпы, или дня Брахмы, и затрагивает только формы низших существ и низших миров, оставляя целой субстанцию вселенной, а мудрецов и богов невредимыми.

Страница 4