Размер шрифта
-
+

Вечные истины. Крылатые фразы, пословицы и поговорки библейского происхождения - стр. 6

(1 Кор. 14, 9).

Вавилон – синоним большого, шумного, разноплеменного города. Согласно Книге Бытия, на земле изначально был один язык и одно наречие (Быт. 11, 1), но в Вавилоне некогда единый по языку народ разделился на разноязычные племена. См. Вавилонская башня. Современный большой город иногда называют новым Вавилоном.


Вавилонская башня – общеизвестный символ завышенных амбиций, неосуществимых проектов. Источник выражения – Книга Бытия, где рассказывается о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои горделивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял по всей земле (см. Быт. 11, 1–9). С тех пор, согласно Библии, город и получил название Вавилон (автор Книги Бытия, вероятно, производит это название от еврейского глагола «balal», по-арамейски «balbel», что означает «смешивать»), а башня так и осталась недостроенной. По-церковнославянски «башня» – это «столп». От словосочетания «строение столпа» произошло крылатое выражение Вавилонское столпотворение, или просто Столпотворение, которое в переносном смысле означает суматоху, полный беспорядок.


Вавилонская блудница – синоним высшей степени безнравственности.

Выражение имеет своим источником Книгу Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), где Вавилонпредставлен безнравственным, развращенным городом и назван великой блудницей (см. Откр. 17, 1–5).


Вавилонская тоска; Вавилонский плач – символы великой печали, безысходной тоски. Выражение отсылает к событиям VI века до Рождества Христова. Тогда, во времена правления вавилонского царя Навуходоносора II, в ответ на антивавилонские восстания в течение шестнадцати лет (с 598 по 582 г. до Р. Х.) иудеев принудительно переселяли в Вавилон. Находясь в пленении, они пребывали в глубокой тоске по своей родине и горестно оплакивали ее: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе (Пс. 136, 1). Таким образом, выражения «вавилонская тоска» и «вавилонский плач» пришли в повседневную речь из Псалтири.


Валаамова ослица. Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к молчаливому человеку, неожиданно заговорившему. Оно восходит к библейской истории об ослице пророка Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против несправедливых побоев (см. Чис. 22, 21–33).


Валтасаров пир – неуместное торжество в преддверии приближающейся беды. Выражение является отсылкой к Книге пророка Даниила. Там рассказывается о том, как вавилонский царь Валтасар и его гости во время пира пили вино из священных сосудов, изъятых из Иерусалимского храма, прославляя при этом языческих богов. Неожиданно таинственной рукой на стене были начертаны загадочные слова «мене, мене, те-кел, упарсин». Вавилонские мудрецы не смогли расшифровать эти слова, а призванный царем находящийся в вавилонском плену пророк Даниил предрек ему скорую смерть за надругательство над священными сосудами. В ту же ночь царь Валтасар был убит (см. Дан. 5, 1–31). См. также

Страница 6