Размер шрифта
-
+

Вечные истины. Крылатые фразы, пословицы и поговорки библейского происхождения - стр. 5


Брат на брата. Как правило, этим выражением характеризуют гражданскую войну как крайнюю степень ожесточения друг против друга людей одной нации и культуры. Источник выражения – Книга Бытия, в которой рассказывается о том, что первым убийством на земле после сотворения Богом человека было именно братоубийство, когда первенец Адама и Евы Каин из зависти убил младшего брата Авеля: И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). Выражение используется также в Евангелии. Характеризуя времена гонений, Христос говорит: Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10, 21).


Братья меньшие. Как правило, так называют животных. Само же выражение «братья меньшие» впервые появилось в Евангелии: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Этими словами Христос призывает христиан к благотворительности, называя бедных, нуждающихся людей Своими младшими братьями. С тех пор так стали называть людей невысокого общественного положения. Метаморфозу же в употреблении выражения приписывают известным российским дрессировщикам начала ХХ века братьям Дуровым, чьими принципами дрессировки были любовь и ласка к подопечным животным.

После же известных есенинских строчек: «И зверье, как братьев наших меньших…» ассоциация «братьев меньших» с животными стала превалирующей.

Бремена неудобоносимые. Выражение применяется в случаях, когда человека призывают к действиям, выполнить которые он не в состоянии. Источник его – Евангелие, где рассказывается о том, как Христос упрекал фарисеев, которые, справедливо требуя от людей исполнения Моисеева закона, в то же время накладывали на них обязанности сверх меры, сами же не соблюдали того, чего требовали от других. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 1–4).


Бросать слова на ветер – говорить впустую, обещать заведомо невыполнимое. Это выражение встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (Иов. 6, 25–26), – говорит многострадальный Иов упрекающим его друзьям. Апостол Павел так вразумляет коринфян, которые увлеклись искушением говорить на непонятных языках, не известных никому, в том числе и им самим:

Страница 5