Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 83
Преисполненный любостяжания, он был уверен, что подобная неблагодарная жизнь продлится еще очень и очень долго.
Он даже и не помышлял об ожидающей его близкой расплате за такую слепоту…
Да и как могло быть иначе? Когда этот человек вопрошал: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих, он помышлял об обеспечении лишь своего дальнейшего удовольствия, о размещении избытка богатства. А ведь рядом, возле него, в этот же час находились страдающие люди, которые, умирая от голода, также вопрошали: «что нам делать?» Но в эгоизме своем безумный богач не слышал этого вопиющего к нему вопроса.
Получая многое, мы не приобретаем себе спокойствия, но зато обретаем излишние заботы и множество грехов.
Казалось бы, зачем было богачу ломать старые житницы, когда милосердие нищим и есть – житницы новые, небесные, вечные и нетленные, имеющие действительную благость. Ведь питающий бедного питает Самого Бога…
Но богач об этом не думает, он весь – в своих мнимых проблемах: как бы благоугодить самому себе.
Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Вот и еще безумие богача: хлеб мой и все добро мое. Он не считает их даром от Бога, потому что в противном случае располагался бы относительно них как приставник Божий, а он считает их плодом собственных трудов. Посему, присваивая их себе, и говорит хлеб мой и все добро мое. “Нет у меня, говорит, сообщника, и не буду я ни с кем делиться добром своим. Все это добро не Божие, а мое; посему я один буду и наслаждаться им, а Бога участником в наслаждении им не приму”. Это явно безумно».
За это он и поплатился сокращением своей жизни, в то время как сам, в безумной самоуверенности назначал себе долговременную жизнь, говоря: душа! много добра лежит у тебя на многие годы.
Разве не лишен разума тот, кто считает, что течением и продолжительностью своей жизни распоряжается он сам? Разве не безумие думать, что долголетие зависит от роскоши и достатка? Разве в отведенный Богом час не умирают и богатые?
Никакое богатство не способно обеспечить бессмертие и спасение человеческой души.
И потом, – посмотрим, какое времяпрепровождение предлагает безумный богач своей душе: ешь, пей, веселись! Удовольствия неразумные, годные только для души, полностью сроднившейся с плотью, совершенно отождествившей себя с телом, вконец оторванной от Бога…
Благо же души разумной, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «…состоит в том, чтобы уразумевать, рассуждать, увеселяться законом Божиим и благими размышлениями». Жизнь для души разумной состоит в богопознании.