Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 78
Но как же понять, братья и сестры, что благоугодно Богу?
Где грань между делами человеческими (и даже – диавольскими, ибо, как известно, чтобы обмануть человека, сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14), потому что в истинном виде его дела и сам он отвратительны), с одной стороны, и делами Божиими – с другой?
Прежде всего следует посмотреть на главную цель совершаемого, на то, что лежит в основе. Если при этом есть любовь к ближним и искреннее милосердие, тишина и радость в душе, то созидаемое – благо и совершается во славу Божию. Если же иное, то и все совершаемое служит лишь для удовлетворения гордости, тщеславия, наживы и сопровождается беспокойством в душе.
Какие дела благоугодны Богу мы понимаем по величию их и святости, духовной чистоте. Бог Творец призывает всех: Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш (Лев. 19, 2). И Спаситель наш говорит: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Получается, что святость Божия есть источник святости всех верующих людей, преданных Господу и ходящих в свете Божественной истины. А милосердие Небесного нашего Отца – основа милости и сострадания истинных чад Божиих, полная и совершенная христианская праведность.
Но подлинное распознание дел и помыслов есть благодатный дар свыше. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Одарены вы разумом и приняли благодать Всесвятого Духа. Потому удобно можете распознавать благоугодное Богу».
Ибо там, где есть Божественная благость, пребывают и праведность, и справедливость, и терпение, и смирение, и душевная чистота.
В Апостольском чтении этого дня дается противопоставление добродетели и греха, необходимое для нашего истинного просвещения и познания Божественного. Как пишет апостол Павел, плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Во всякой… благости — это против гневливых и жестоких. И праведности — это против любостяжательных. И истине – это против ложного удовольствия».
Господь наш является источником подлинной христианской добродетели, ибо Сам Христос есть Благость, Праведность и Истина в высшем Своем проявлении. И нам, верующим в Господа, называющим себя Его последователями, надлежит подражать возлюбленному Божественному Учителю в этих добродетельных качествах, потому что только так мы сподобимся обрести правду Божию и истинный путь спасения.
По милости Божией, просвещенные истинной верой и обладающие должным разумением, мы в состоянии сделать правильный выбор, устремив свои сердца к Богу в стяжании блаженной вечности благословенного Царства Небесного, уготованного в наследство всем верным от создания мира.