Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 73
Данный пример многому учит и нас, братья и сестры. Если Господь не разрешил ученику даже на короткое время оставить Его, то каково же будет тем, кто, будучи христианами, устремляется в жизнь греховную, нарушая заповеди Господни? Мы удивляемся благоразумию ученика, не посмевшего преступить Христово повеление и пренебрегшего обязанностью похоронить отца. Это не значит, что не нужно любить своих близких, тем более что это заповедует Сам Христос, но любовь к ближнему не должна быть больше любви к Богу. Недаром преподобный Исаак Сирин поучал: «Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией». И все-таки, может быть, кто-то посчитает непогребение отца знаком крайней неблагодарности со стороны сына. Однако, если бы ученик Христов совершил это по лености, действительно мог бы заслужить столь тяжкий упрек. Но Господь, по словам святителя Иоанна Златоуста, «запретил ему не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного и что с великим тщанием должно стараться о небесных благах и не забывать о них даже на самый короткий срок, хотя бы отвлекали от того самые нужные и неминуемые дела». И действительно, что может быть необходимее погребения отца? Да и времени на это уйдет совсем немного. Но если даже на столь незначительный срок Господь не разрешает оставлять служение Богу, то как неразумно поступаем мы, братья и сестры, когда погрязаем в житейских заботах, маловажное предпочитаем необходимому, оставляя добродетели христианские, предаваясь духовному нерадению?! Ведь только подумайте, сколько юноше пришлось бы претерпеть: и рыдания, и скорбь, и распри, связанные с наследством, которые неминуемо бы последовали. Так, втягиваясь в одно за другим, ученик этот все дальше отходил бы от Господа и Его истины.
Потому Спаситель, видя состояние его души, благоразумно прилепляет ученика к Себе, не разрешая удаляться в житейское. Вот почему Господь наш говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9,62). А святитель Иоанн Златоуст учит: «Подлинно, гораздо лучше проповедовать Царствие Божие и других избавлять от смерти, нежели погребать ни к чему не нужного умершего, и особенно тогда, когда есть люди, могущие исполнить это дело. Итак, отсюда научаемся мы тому, что не должно терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, должно предпочитать духовное и знать, в чем состоит жизнь и в чем смерть».