Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 67
Аминь.
Слово 13
О законе, вере и любви
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Гал. 3, 11
В субботу двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Оправдание верных Богу возможно только через веру, столь же сильную, как у Авраама, но – не через многочисленные предписания и обычаи ветхозаветного закона, дарованные Богом в древности иудейскому народу, а затем отмененные Христом, а часто дополненные еще и людьми по собственному несовершенному разумению. Об этом говорилось в сегодняшнем Апостольском чтении (см. Гал. 3, 8-12), предложенном для нашего внимания за Божественной Литургией.
То, что Авраам поверил Богу, вменилось ему в праведность. Именно вера, а не человеческая праведность спасла праотца иудейского народа, который явил пример истинной веры и преданности Богу.
Галатов, к которым было обращено апостольское Послание, весьма смущал факт древности закона по сравнению с молодой верой в Господа нашего Иисуса Христа, пришедшей недавно. И апостол Павел пытается объяснить случившееся, показывая, что вера в Бога, по сути своей, древнее закона. И это видно из примера с Авраамом, который истинно получил оправдание по своему неизреченному доверию Богу задолго до того, как было утверждено и дано людям законодательство Ветхого Завета.
Чтобы доказать это, Павел пишет: Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Апостол явно показывает, что случившиеся события были проречены Богом в Священном Писании. Что события последующих времен произошли не случайно, а по древним пророчествам, которые народ Израиля, конечно же, знал, но не осознавал, не понимал их подлинной сущности, продолжая толковать Откровение несовершенным человеческим разумением.
По тому же неверному пути шли и галаты, духовное состояние которых очень волновало апостола Павла. Они по-прежнему слишком много внимания уделяли различным условностям и предписаниям, которые ставили в их сознании непосредственную веру во Христа на второй план, и при этом требовали от новообращенных христиан непременного следования еще и древним иудейским обычаям, что становилось особенно тяжело для выходцев из язычников.
Вот апостол Павел и подчеркивает, что Бог верою, а не законом оправдает язычников, что о том предвозвестило Аврааму и Священное Писание.
Святитель Иоанн Златоуст толковал: «Что же это значит? Сам Законодатель, говорит этим апостол, прежде, нежели дал закон, определил, чтобы язычники оправдывались верою. И не сказал: [Писание] “открыло”, но –