Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 57
Об этом, в частности, шла речь в сегодняшнем Апостольском чтении (1 Тим. 4, 4–8), предложенном Святой Церковью для нашего поучения.
Апостол Павел пишет: Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Иудеи придерживались очень многих условностей и ограничений, часть из которых была дана для них Богом через Моисея, а многое иудейские учителя сами предписали своему народу, введя в обязательное исполнение – как закон, без которого, как считали они, невозможно было быть оправданным перед Богом и войти в Царство Божие.
Но постепенно, руководимые одними лишь плоскозаконническими побуждениями, они извратили сам смысл закона Моисея, ибо стали ревностно служить не духу, а букве закона, возлагая на плечи соплеменников неудобоносимые и тяжкие бремена в ущерб истинной вере в Бога. Они подменили вероисповедание усложненной обрядностью и установленными не столько Богом, сколько человеками традициями. Многое из Моисеева закона, где говорилось о пищевых и иных ритуальных запретах, но в чем содержался глубокий таинственный и нравственный смысл, они стали толковать буквально, боясь зла в том, в чем никакого зла и не было, но настоящего зла в себе не видя.
В гармонично же созданном Творцом мире ничто не предосудительно и не лишено Божественного общения и любви, ибо сотворено не человеческим несовершенным мудрованием, а высшей премудростью Божией, недоступной для нашего понимания. И мы можем с уверенностью говорить о том, что зло не имеет своего самостоятельного бытия, ибо Богом не содеяно, но пришло вместе с грехом, совершенным ангелами и людьми; грех это и есть настоящее зло и состоит в уклонении свободной воли разумных существ (ангелов и людей) от добра – от исполнения Божией воли.
Когда люди научились грешить, они вступили на путь погибели. И зло, пленив человеческую душу, стало затмевать первозданную Божественную красоту в человеке, образ Божий, по которому мы все созданы Вседержителем; а подобие Божие, состоявшее в добродетелях, исчезло.
Когда же грех начинает иметь над человеком всепобеждающую власть, то он, естественно, начинает довлеть и над всеми человеческими мыслями, чувствами и поступками… Вот это-то и есть настоящая скверна.
Но разве Богу угодно, чтобы Его любимое творение пребывало в грязи и скверне греховной, чтобы оно все более увязало в пучине нераскаянного беззакония? Конечно же, нет. Небесный Отец наш, как и всякий любящий отец, заботится о Своих чадах и, конечно, скорбит о совершаемых нами согрешениях.