Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 40

Вся вселенная предназначена Богу для молитвенного подвига. Упоминая о чистых руках мужей, апостол подразумевает не одну лишь чистоту физическую, которой требовали от входящих в синагогу иудеи, но чистоту сердца и ума прежде всего.

Какой же смысл приступать к молитве, пусть и с омытыми водой руками, если душа полна всякой греховной скверны? Ведь весь человек нуждается в духовном очищении и в преобразовании для жизни вечной, для блаженства Царства Небесного, а прежде всего душа!

Молитва праведника бывает услышана Богом, ибо душа его светла и чиста, а на руках нет греха убийства или воровства, нет идолослужения и прочего скверного беззакония.

Посему, по словам преподобного Макария Египетского, «…приступай к молитве и обращай внимание на сердце твое и на ум; желай, чтобы чистая молитва воссылалась тобой к Богу, преимущественно же смотри при этом… чиста ли молитва, занят ли ум твой Господом так же, как у земледельца – земледелием, у мужа – женою, у купца – торговлею; и когда преклоняешь колена свои на молитву – не расхищают ли помыслов твоих другие?».

Святые и чистые руки будут только у того мужа, который проявит твердость в своей непорочности, прославится несомненной верой и доброй совестью.

Итак, поспешим – еще до молитвенного нашего делания, еще только готовясь обратиться к Богу с прошением и славословием, – изгнать из своего сердца всю нечистоту, все недобрые чувства и всякое озлобление, ненависть и равнодушие, а из разума – мысли о деньгах, сложных человеческих отношениях, обидах и тому подобном, дабы истинно исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17), на всяком месте… воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).

Апостол Павел выдвигает такие же наставнические требования и к женщинам, членам Церкви Христовой. Он пишет, чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением (волос), не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Апостол призывает женщин молиться в пристойном одеянии, чтобы они никого не соблазняли своим видом, не возбуждали к греху и порочным движениям плоти. Внешний благостный и целомудренный вид должен сочетаться с возвышенным и благоговейным состоянием души. Так святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: «Равным образом, говорит Павел, хочу, чтобы и женщины приступали к Богу без гнева, без сомнения, чтобы имели чистые руки, чтобы не следовали своим вожделениям, не грабили и не были корыстолюбивы… Впрочем, от женщин Павел требует нечто большее. Что именно? Чтобы они

Страница 40