Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 107
Воздаяние Божие неизбежно – как за беззакония наши, так и за милосердные начинания и свершения.
Каждая жизнь человеческая пред Господом – открытая книга, в которой видны и читаемы все страницы.
Некоторые люди грешат так явно и открыто, что все тотчас замечают их греховность. Другие же так скрывают свои пороки, что внешне кажутся вполне честными и благочестивыми. Но невидимое людям подлинно открыто для Бога, как это было в случае частых обличений Господом Иисусом Христом скрытых духовных недугов фарисеев и книжников.
Небесный Отец наш никогда не оставляет нас без Своего внимания. Потому всякое согрешение, пусть даже тайное, сокрытое для ближних и для общества, известно Богу и недостойно пред очами Его.
Когда же мы уже научимся не людей стыдиться, а Бога? Когда станем отвечать за свои поступки не перед обществом, но перед Господом?
Заметим, что, по слову апостольскому, равным образом и добрые дела всегда становятся явными, и даже совершаемые втайне, из кротости и величайшего христианского смирения, скрыться не могут. И если окружающие не дадут им должную положительную оценку, то Господь, принимая совершаемое добро и милосердие ближним на Самого Себя, возвеличит через это сподвижников веры и благочестия торжеством грядущей Божественной славы. Ибо, как сказала Сама Истина, нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф. 10, 26). А как писал преподобный Симеон Новый Богослов о жизни будущего века: «когда откроются книги совести святых, тогда воссияет в них Христос Бог наш, обитающий в них теперь сокровенно, и святые сделаются подобными Ему, Богу Вышнему». Их души воссияют от чистоты их праведности.
В сегодняшнем Апостольском чтении поднимается также вопрос рабства – внешнего и внутреннего. Апостол Павел говорит: Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
Святой апостол жил и писал эти строки в Римской империи, в которой продолжало существовать рабство. И стоит отметить, что христианство рабство не отменило сразу, хотя и не приветствовало его. Часто когда рабовладелец, став христианином, предпочитал отпускать своих рабов на волю. Часто рабы были не невольники на галерах, но домашними слугами небогатых свободных граждан, сидевшими дома за одним столом с хозяевами и нянчившими хозяйских детей. Когда же христианами становились и хозяин и его рабы, то всякое угнетение рабов со стороны хозяина порицалось законом христианской совести. Но апостол говорит о рабстве намного глубже. Эти слова надо понимать так, что рабство внешнее, определенное устоями общества, менее значимо, чем рабство внутреннее, которому подвержен каждый человек, потворствующий своим порокам.